30 сентября 8:31
Автор: Из открытых источников Рубрика: Люди 4 комментария

Александр Аскольдов-режиссер, ставший мифом

Ролан Антонович Быков о фильме «Комиссар» и А. Аскольдове

1.

Запись 1998 года. В этом отрывке Ролан Антонович, в частности, упоминает о фильме, который А. Аскольдов готовился снять по своему роману «Возвращение в Иерусалим», в котором Р. Быков должен был сыграть главную роль. Проект не состоялся из-за преждевременной кончины Быкова. Сам роман, насколько мне известно, на русском языке не издан

2.


Приложение

1. Фильмография

1.1. Художественный фильм «Комиссар» (1967)

1.2. Документальный фильм «Товарищ КамАЗ» (1972)

1.3. Документальный фильм «Судьба моя-КамАЗ» (1975)

Титры д/ф "Судьба моя КамАЗ" (реж. А. Аскольдов, 1975. Т/о "Экран")– Я приехал в Татарию, стройка только разворачивалась, я встретил самых разных людей, и каким-то образом я заинтересовал одного из руководителей этой стройки. Это человек был очень яркий. Придя на перекур в бригаду плотников-бетонщиков, где я обретался, он меня вычислил и спросил: «Откуда?» Я сказал: «Из Москвы». «Что умеешь делать?». Я сказал: «Да, в общем, ничего не умею делать». «А чем занимался?» Я ответил: «Ну, немножко занимался кино». «А что, кино умеешь снимать?» — спросил он  меня. «Ну, не умею, а так, стараюсь что-то сделать». Он сказал: «Ты мне врешь. Можешь снять фильм о КамАЗе?» Я сказал: «Да, могу».

Идея сделать эту картину принадлежит второму режиссеру Владимиру Левину, молодому выпускнику ВГИК'a.

Много было занятного с этой картиной, много неожиданного. В то время были первые шаги к разрядке, то есть, были первые шаги сближения с Америкой. На  стройку приехала бригада американских журналистов, самых знаменитых журналистов того времени. Я их снимал без разрешения, без разрешения на отдаленные съемки. Я чувствовал себя, благодаря этой работе, достаточно свободным человеком и за это очень серьезно поплатился, потому что, весь материал этой картины был арестован.

Меня обвинили в нарушении  всевозможных норм, и мне грозили очень большие неприятности. Как этот  материал был спасен? Рассказ об этом может показаться более чем невероятным. Всегда были хорошие люди. Да, система была с очень большими изъянами, но она вообще подорвалась бы окончательно, если бы в этой системе не было хороших людей. Вот одним из таких людей в те времена, – времена довольно мрачные, достаточно бесперспективные, – был один из героев этой картины – Фикрят Табеев. Человек легендарный, человек, который на своих плечах вытащил эту стройку, и человек, который убедил людей в том, что всё, что они делают, будет воплощено не только в масштабах КамАЗа, но и в масштабах всей страны. И вот эта убежденность самого героя, родила убежденность большого количества людей. В общем, с большим энтузиазмом и яростью  я работал над этой картиной. Она делалась на самодеятельных условиях: пленку мне дали в Татарии, аппаратуру дали в Татарии. Мы собрали кое-какую группу из местных непрофессиональных ребят.

Но утверждать эту картину, когда она была завершена, нужно было в Москве в объединении «Экран». И там картину… арестовали. Пришли люди, изъяли эту копию, с меня взяли подписку, что я не буду выходить из своей квартиры до особого разрешения. То есть, много неприятностей на меня свалилось. И тогда я позвонил этому странному человеку – человеку системы и сказал: «Фикрят Ахмеджанович, — то-то и то-то». Он сказал: «Никуда не выходи, жди, будем действовать». И вы знаете, какое решение было принято?  Мне позвонил человек, назвался полковником, фамилию я произносить не буду, и сказал: «Александр Яковлевич, Вами интересуется начальник Генерального штаба армии Маршал Советского Союза Николай Васильевич Огарков» Я подумал, что это розыгрыш. Звонит телефон: «Маршал Огарков. Александр Яковлевич, что стряслось?» Я говорю: «Вот, арестован материал: я без разрешения снимал режимные объекты, всё конфисковано». Он сказал: «Худо. Эта инстанция отвратительная, она может нам с вами оторвать голову». Это мне говорил начальник Генерального штаба Маршал Советского Союза. «Будем выручать. Фильм о КамАЗе нужен народу. Я верю». И вы знаете, выручил. Картина мне дорога, хотя я не считаю её совершенной.

И вообще, у меня есть отвратительное качество: неудовлетворенности того, что я делаю. Мне хотелось, чтобы мне нравилось то, что я делаю или больше нравилось, но не получается. Это очень плохо – нужно любить то, что ты делаешь. Картину показали по первой программе телевидения в июле 74-го, вырезав сюжет о Марине Цветаевой в новелле о Елабуге, сократили сцены телефонных разговоров на переговорном пункте, в общем, постарались, чтобы фильм стал проходящим, наравне с другими. Однако, «Судьба моя – КамАЗ» во многом отличался от плакатных советских документальных. В нем не было оптимистичного киношного пафоса, лобовой агитки и навязывания идей социализма. Может, именно поэтому его основная идея  – мечта о счастье в любых обстоятельствах, и в нелегких условиях огромной стройки, —  смотрится на экране правдиво,  с верой в дело героев картины. Каждый эпизод – лирическая новелла о  жизни строительства автогиганта. 69-минутный фильм с диалогами, кинопортретами, панорамными планами стройки, первомайской демонстрацией и даже заседаниями чиновников сделан как кинопоэма о стройке века.

Это сегодня документальное кино востребовано даже больше художественного. А в те времена плакатное документальное кино показывали «в нагрузку»  перед киносеансом. Это было обязательным и призывало воспитывать поколение в духе времени. Эта лента ни к чему не призывала, но заставляла задуматься о нелегкой, созидательной жизни героев-строителей, которые искренне верили в свою мечту о строящемся светлом будущем на берегу Камы...

(Из выступления А. Аскольдова на XXI Кинофестивале архивного кино «Белые Столбы». Подмосковье. 2017 год)

Источник

2. Александр Яковлевич Аскольдов о фильме «Комиссар» и о себе

3. Ток-шоу «Действующие лица» на Радио Культура. Гость: историк кино, кинокритик Евгений Марголит. Ведущая: Оксана Подрига.

21 августа 2017 года.
Тема: 50 лет единственному фильму Александра Аскольдова «Комиссар»

Евгений Марголит и Оксана Подрига

Источник


На миниатюре записи режиссер фильмов «Товарищ КамАЗ», «Судьба моя — КамАЗ», «Комиссар» Александр Аскольдов на 21-м фестивале архивного кино «Белые Столбы». 2017 год

Summary
Александр Аскольдов-режиссер, ставший мифом
Article Name
Александр Аскольдов-режиссер, ставший мифом
Description
Перед вручением Нобелевских премий при опросе новых лауреатов, какой фильм они хотели бы видеть в «культурной программе», четверо из десяти назвали «Комиссара» Александра Аскольдова. Если бы «Комиссар» вышел в 67-м году, он был бы большей бомбой, но и через 21 год он произвел колоссальное впечатление. С судьбой фильма тесно сплелась и судьба самого Аскольдова
Author
Publisher Name
Блог Давида Ройзена
Publisher Logo

Страница: 1 2
Хотите получать статьи этого блога на почту?
Новые статьи блога
4 комментария
  • михаил трошин

    Очень интересная статья. Аскольдова А.Я. знал лично подолгу разговаривал с ним на разные темы. Знал о его работе в Набережных Челнах, где мы строили КАМАЗ.

    14 мая, 2020 в 1:22 |Ответить
    • Д. Ройзен

      Уважаемый Михаил, спасибо за добрые слова в адрес статьи.

      Может быть, у Вас возникнет желание поделиться своими воспоминаниями об Александре Яковлевиче, о встречах с ним, о совместной работе на строительстве КАМАЗ'а.

      С удовольствием опубликую их и в блоге и в посвященной теме «Комиссара» и его автора большой подборке на моем сайте roizen.ru/spectator/komissar/komissar.php

      В любом случае, желаю здоровья и благополучия

      15 мая, 2020 в 10:36 |Ответить
  • Лина Сульберг

    Спасибо за эту интересную статью.Моя семья участвовала в этом фильме.Некоторые из артистов были у нас дома.

    23 января, 2018 в 4:46 |Ответить
    • Д. Ройзен

      Спасибо. Очень интересно. Всех благ!

      28 января, 2018 в 2:15 |Ответить

Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: