Александр Львович Грен — очарованный Подольем
Но продолжалось и собственное возрождение. Никто не видел его глубоко спрятанных и поэтому уцелевших эскизов. Он их и теперь не показывал, хотя и не боялся, как во времена 30-х, что пришьют «национализм» или еще какой-то -изм. С ног до головы облепили болячки. С 1959 года на пенсии. Работает над «Подолянкой», которая сейчас, как и все другие работы, находится в Каменец -Подольском.
Вот такой Грен, который начался в 59-ом и ушел в 83-ем. Он надеялся успеть многое. Выполнил меньше, чем хотелось. И не потому, что тяжело болел, но все-таки потому, что воспринимал творчество как святое дело. Работает над одним эскизом не часы и дни, а месяцы. Сотню раз вытирает резинкой и снова возобновляет нарисованное. Радуется как ребенок найденным фрагментом, чтобы на утро разочароваться и уничтожить его. Наклеивает на рисунок новые куски бумаги, снова мучается. И это только черно-белый вариант, черновой, но самый нужный для него. Далее пойдут такие же напряженные дни, а может, еще тяжелее — в поисках цвета.
Горел и изнемогал в работе, тяжело переживал, что «не клеится композиция». А когда клеилось, разговаривал сам с собой, на душе становилось спокойнее, а говорил о том же. Например: «Что такое форма?» Отвечал: «Это ограниченное пространство». «Вот нам бы с вами не помешало побывать на острове Пасхи с Туром Хейердалом», или, обращаясь к ученикам, которые рисовали в его комнате: «Если хотите что-то свое сказать в вашем деле, изучайте народное искусство». «Подолянка» создавалась долго. Не помню точно, эту или иную картину, которая тоже перерабатывалась уже на мольберте десятки раз, внезапно сорвал с подрамника с одной стороны и дополнил планкой. «Как я мог создать такое безумие ?!» — говорил он.
Это был его обычный стиль работы. Инструмента не было, все делал кухонным ножом. Всего не хватало, не было денег на лекарства и керосин. Пенсия — 53 руб. Но не терял юмора, с какой-то радостью «перемащував» свою работу. «Я решил это зеленое пятно увеличить по площади, но ослабить его интенсивность, так оно будет по-другому действовать и лучше заработает с оранжевыми и желтыми». Возможно, это от наблюдений над коврами, мисками и кувшинами, которые он имел. Которые покупал и искал на свалках, сам реставрировал и вышивал. Почти все исчезло во время войны, исчезли книги.
Жил один. На Котовского 21, квартира 1 (ныне, улица Соборная. Прим. Д. Р.) . Читал очень много, в нем бурлила работа, он был сосредоточен на собственных мыслях, иногда просил, чтобы ему не мешали думать. Возможно, имея семью, не смог бы ничего сделать. Он спешил. Думал, умрет, но жизнь его щадила. Говорил себе: «Это последняя штучка». И, как последнюю, доводил ее до совершенства: «Чтобы после меня не было стыдно». И не стыдно нам сейчас показывать его картины в Каменец-Подольском! Интеллигент, которых сейчас мало.
Шел по собственной художественной стезе. Основой были земля, ковер, тип подолянки. Так природно все эти компоненты вместе мог соединить только большой мастер-профессионал, который с уважением к человеческому труду, с любовью к этому краю «вмешивался в святое».
Имел особый талант распознавать красоту Подолья вглубь, к пракорням, к истокам
2007-2008
Живопись
Галерея искусств. Каменец-Подольский
А. Л. Грен.
Холст, масло
А. Л. Грен. Отдых. 1974
А. Л. Грен. Цыбуля (лук) на ковре. 1979
А. Л. Грен. Яблоки
А. Л. Грен. Гуты (айва) с чесноком.1970
Lans (перевод с украинского)
...не мешало бы для творчества Грена выделить одно из зданий Старого города. Но так не делается в городах, где искусство не уважается или уважается на уровне «Клеопатры»...
...Лично я познакомился с его картинами в середине 70-х и был удивлен наивностью выражения. Выставка была в Ратуше. Это сейчас я могу более объективно оценить его произведения и талант художника. Я не понимал, что «детскость» это и есть гениальность. Довоенные работы его пропали. А послевоенные представлены, начиная с 60-х. Часть из них реалистичные, а другая часть в стиле, который я не осмелился бы однозачно определить. Это НЕ реализм,но и НЕ конструктивизм. Это живопись, в которой много графики. В произведениях немало абстракции, философии, а также использования народных символов. Автор широко пользовался символами. Не видел подобного использования народного творчества. Грен собирал образцы предметов селянского быта, которые органично вписывал в свои работы. Грен также был учителем в 8-й школе.
Две картины из Риги
Внучатая племянница А. Л. Грена (проживает в Риге):
«Александр Грен был родным братом моей бабушки — Татьяны Львовны Грен, младшей дочери того самого генерала. Некоторые картины висели у нее дома, а также дома у их старшей сестры в Черкассах. Когда создавался музей, то они отдали почти все картины туда. Но у меня сохранилась одна, теперь она находится у меня дома в Риге. Натюрморт с цветами в вазе, ваза стоит на столе со скатертью, вышитой характерным для его картин узором — крупными ромбами» .
«Наконец, ... сфотографировала картины. Их оказалось три: два натюрморта и один пейзаж, вроде бы довоенной поры. В Черкассах у родственников есть еще несколько картин, в том числе одна времен учебы в артиллерийском училище» .
Спасибо, уважаемый Давид Ройзен, за быстрый и конкретный ответ. В ратушу в старом городе были отнесены большие картины из отцовской комнаты «Пограничники в дозоре» и «Пограничники на западной границе» других каменецких авторов, которые едва не вырвал ветер при переносе их через мост. А портрет отца из маминой комнаты во время переезда нынешних потомков с первого на второй этаж некоторое время находился в кладовке в подвале дома. Оттуда его в 90-х годах стащил мой друг-сосед, сильно страдавший пристрастием к алкоголю. Кому-то сбыл, а спустя некоторое время сам помер. Так что уточнить местонахождение портрета я не смог. Помню несколько деталей, как Александр Львович писал этот портрет. Но вряд-ли это кому-нибудь интересно. Если станет что-либо известно о портрете отца, прошу сообщить. Но меня больше интересует хорошее фото портрета, чем сам портрет, потому что высота потолков в моей квартире 2.75 м, а не как у родителей в Каменце — 4.3 м.
Ещё раз искренне благодарю Вас за чёткость в работе. Успехов. Буду рад быть чем-нибудь Вам полезен. Е.Л.Попов.