Александр Львович Грен — очарованный Подольем
Східняк (перевод с украинского)
А не экспонируется ли картина «Старый город (Казнь)» ? Там еще черный столб дыма от Ратуши и женщина на коленях стоит на переднем плане. Очень хотел бы ее иметь, думаю, просто закажу копию у кого-то из местных художников.
Загадочные картины Александра Грена
Старый город на скалах. Казнь
Фрагменты
А. Л. Грен. Старый город на скалах. Казнь. 1983. Холст, масло. Фрагмент
А. Л. Грен. Старый город на скалах. Казнь. 1983. Холст, масло. Фрагмент
Голубь, лети!
Из статьи В. Волковой «Про художника-самоучку Грена. И не только» (перевод с украинского)
...В ноябре 1920 года в Каменец-Подольском была вновь установлена, на этот раз на долгие годы, советская власть. Чтобы рисовать пропагандистские плакаты и лозунги, большевикам требовались художники.
После окончания специальных художественных курсов Грен получил разрешение на рисование портретов вождей пролетарской революции: В. Ленина, Л. Троцкого, др. Вскоре ему предложили преподавать историю искусств в Каменец-Подольском институте народного образования (ИНО), позже он преподавал рисование в различных городских школах. Его ученицей была Татьяна Яблонская — в будущем известная украинская художница, народный художник СССР, Герой Украины (она училась в пятой трудовой школе).
В то время Каменец-Подольский был пограничным городом: через Днестр пролегала граница с Румынией, через Збруч — с Польшей. Многие каменчане и жители окрестных сел зарабатывали на хлеб контрабандой и переправкой через границу беглецов из Советского Союза.
Попытка семьи Яблонских пересечь границу не удалась, поэтому они переехали в Киев, однако Татьяна Яблонская никогда не забывала о своем первом учителе рисования — Александре Львовиче Грене.
Каменец-Подольский всегда славился базарами, которых в то время было шесть. Грен был постоянным посетителем, выискивая художественным глазом старинную одежду, полотенца, платки, ковры. Чтобы реставрировать старину, научился шить и даже вышивать...
...Главная героиня творчества Грена — подолянка: высокая, стройная, с темными печальными глазами и четко очерченными бровями. Одета в традиционный подольский строй: вышитую сорочку, горбатку (юбку), на голове — убор из 4-5 платков свекольного цвета, один из которых, как чадра, закрывает ее лицо...
...В конце 70-х годов ХХ века Грен представил свое творчество в Киеве, во время отчетной выставки художников Каменеччины. Выставка имела большой успех. Ее посетила художница Татьяна Яблонская, которая назвала Грена учителем, который заложил основы ее творчества. Это была слава, но пришла она поздно.
В 1983 году художник умер в одиночестве, нужде и горе, оставив на произвол судьбы свои картины.
Была создана комиссия по оформлению творчества Александра Львовича Грена и передачи его картин в музей... Так произведения Грена стали достоянием Каменец-Подольского исторического музея-заповедника и одним из украшений коллекции его картин
* Меццо-тинто, «чёрная манера» — вид гравюры на металле (Д.Р.)
Источники информации:
- https://natusku.livejournal.com/1100.htm
- Баженов Л. В. ҐРЕН Олександр Львович. Епциклопедія сучасної України. 2007
- http://info.kp.km.ua
- http://podolyanin.com.ua
- Волкова В. Про художника-самоучку Грена. И не только
- Бренюк А. Г. Графіка Кам'янця-Подільського в художній культурі краю ХХ століття/ А. Г. Бренюк. — Кам'янець-Подільський: Аксіома, 2018 — 272с.
На миниатюре записи: И. В. Лашко. Портрет Александра Грена. Масло. 2007—2008.
Перевод с укр., фотографии, кроме отмеченных, (в т. ч. картин и эскизов) Д. Ройзена. 2019
Спасибо, уважаемый Давид Ройзен, за быстрый и конкретный ответ. В ратушу в старом городе были отнесены большие картины из отцовской комнаты «Пограничники в дозоре» и «Пограничники на западной границе» других каменецких авторов, которые едва не вырвал ветер при переносе их через мост. А портрет отца из маминой комнаты во время переезда нынешних потомков с первого на второй этаж некоторое время находился в кладовке в подвале дома. Оттуда его в 90-х годах стащил мой друг-сосед, сильно страдавший пристрастием к алкоголю. Кому-то сбыл, а спустя некоторое время сам помер. Так что уточнить местонахождение портрета я не смог. Помню несколько деталей, как Александр Львович писал этот портрет. Но вряд-ли это кому-нибудь интересно. Если станет что-либо известно о портрете отца, прошу сообщить. Но меня больше интересует хорошее фото портрета, чем сам портрет, потому что высота потолков в моей квартире 2.75 м, а не как у родителей в Каменце — 4.3 м.
Ещё раз искренне благодарю Вас за чёткость в работе. Успехов. Буду рад быть чем-нибудь Вам полезен. Е.Л.Попов.