7 декабря 5:53
Автор: Из открытых источников Рубрика: История Комментариев нет

Частная женская гимназия Стефаниды Славутинской-образование, которое потеряли

Гимназия: украинизация

Гимназистка. Фотоателье  Ф. Кодеша

Гимназистка. Фотоателье Ф. Кодеша

Во времена Цетральной Рады гимназия возвращается в Каменец-Подольский и возобновляет свою работу  в помещении мужской гимназии в Старом городе.  Дело было в том, что дом Бабичева заняла почтово-телеграфная служба.

В период 1918—ноябрь 1920 года власть переходила из рук в руки, но гимназия продолжала жить. Располагалась она на Шевченковском проспекте, 29. Имела 8 классов, подготовительное отделение и насчитывала в своем составе 14 учителей, которые обучали 372 ученицы.

В 1918—1919 годах особый упор делается на украинизацию учебных заведений. Так в программе гимназии появляются новые предметы: украинский язык и литература, а также история и география Украины. Так как предметов стало больше, то возникла нехватка преподавателей. Проблему частично решили за счет совместительства и перевода новых педагогов из других учебных заведений.

Педсовет гимназии ходатайствовал перед вышестоящими органами о разрешении преподавать в женской гимназии предметы по программе мужских гимназий, что дало бы выпускницам дополнительные возможности для дальнейшего образования, и такое разрешение было получено. Девушки получили доступ к изучению латинского языка, права и философии, более глубокому изучению математики.

 

Советская власть: крах гимназии

В ноябре 1920 года в городе твердо установилась Советская власть. Советская власть решительно взялась за создание «нового» человека. Постановили, что организацию дела народного образования следует строить на основании новой педагогики и социализма. На деле это вылилось в реорганизацию  всех типов существовавших школ (кроме школ технического направления) в единую трудовую школу с семилетним сроком обучения для детей от 8 до 15 лет.

Так выглядели школьники 1921 года. Фотография учеников Келломякской народной школы (ныне Комарово)

Так выглядели школьники 1921 года.
Фотография учеников Келломякской народной школы (ныне Комарово)

Программа обучения для всех единая, школы — смешанные, а не отдельные для мальчиков и девочек, образование становилось бесплатным и обязательным для всех.

Процесс обновления продвигался с трудом: помещения учебных заведений были либо разрушены, либо заняты воинскими частями или учреждениями, денег на ремонт не было. Новых программ тоже не было. Педагогический совет бывшей гимназии Славутинской продолжает работать по старым программам и избирает  Стефаниду Славутинскую своим руководителем.

В начале 1921 года женскую гимназию Славутинской  и русскую мужскую гимназии объединяют в 11-ю смешанную единую российскую трудовую школу, которая размещалась в бывшем доме купеческой биржи (Гунская, 9; сегодня это здание городского центра занятости), в которой Стефанида Афанасьевна работала завхозом.

Зима 1921 года была длительной и суровой. Топлива не было. Учились в холодных классах. Большая часть детей постоянно болели и в школу старались не ходить.

1 декабря 1923 года 61-летняя Стефанида Афанасьевна Славутинская попала под временное сокращение, стала пенсионеркой. Ее дальнейшая судьба мне не известна.

Советская модель среднего образования поставила крест на 27-летнем подвижничестве Стефаниды Славутинской на ниве преподавания и развития женского образования в Каменец-Подольском.

 

Гимназия: учителя и ученицы

Е. И. Сицинскмй

Е. И. Сицинскмй

Законоучителем православного вероисповедания с первых дней основания заведения работал по найму Евфимий Сицинский. Уроков он имел немного (скажем, в 1913—1914 учебном году всего два), но это был очень интересный человек, много сделавший для изучения и сохранения истории родного края.

Физику «славутинкам» читал Георгий Горшков — отец будущего адмирала Сергея Горшкова.

Самой загруженной в гимназии была Александра Плевако: в 1913—1914 учебном году она имела 30 уроков математики и получала 1870 рублей за год (для сравнения: сама Славутинская тогда получала 1705 рублей). А начиналось все так: после окончания высших женских курсов в Петербурге ее, тогда еще совсем юную Сашеньку Яновскую, с 16 (29) августа 1904 назначили на должность учительницы математики в гимназии Славутинской. Здесь она встретила свою судьбу — Дмитрия Плевако, который, прибыв в Каменец на год раньше, в 1904—1906 годах преподавал в «Славутинке» чистописание, а с 1908 года — русский язык и рисование. Учительская судьба Александры Семеновны оказалась счастливой: она была назначена первым директором созданной в декабре 1936 года девятой школы и преподавала там долгие годы математику. 2 ноября 1945 ей присвоено звание «Заслуженная учительница школы УССР». Ее также наградили орденами Ленина и Трудового Красного Знамени. Умерла Александра Плевако 11 августа 1967 года.

Д. А. Жудин. Гимназистка. Холст, масло. Галерея искусств. Каменец-Подольский

Д. А. Жудин. Гимназистка. Холст, масло.
Галерея искусств. Каменец-Подольский.

Учителем естествознания в гимназии работал Алексей Кожухов — впоследствии известный зоолог. Рисование в «Славутинке» преподавал  художник и педагог Дмитрий Жудин.

Стоит вспомнить и чеха Генриха Вондру, с 1911 года он преподавал в «Славутинке» гимнастику. И не только в «Славутинке». Сторонником современных веяний в воспитании назвал его писатель Юрий Смолич, который тогда учился в Каменец-Подольской мужской гимназии.

Лестница

Лестница

Говорят, что сохранилась виньетка первого «Славутинского» выпуска (1908 год), сделанная в местной фотографии Франца Кодеша. Тогда гимназию закончили 22 ученицы (по другим данным, аттестаты зрелости вручили 17 выпускницам). Трем гимназисткам вручили золотые медали, а шести гимназисткам — серебряные.

Гимназистка. Фотоателье  Ф. Кодеша

Гимназистка. Фотоателье Ф. Кодеша

Среди последующих выпускниц гимназии вспомним сестер Кавецких.

Это Зинаида, в замужестве Микилита, (1900—1990) и Елена, в замужестве Круглецкая, (1902—1989). Они были дочерьми священника Дмитрия Кавецкого — воспитанника Приворотского духовного училища  и Подольской духовной семинарии, последнего настоятеля Александро-Невского храма на Новом плане. 23 июня 1935 года Дмитрий Антонович под давлением поместил в местной газете «Червоний кордон» сообщение о том, что отказывается от сана.

Зинаида стала учительницей. За спасение во время войны двоих евреев она признана праведницей народов мира. Зинаидиного мужа Василия Микилиту в 1937 году арестовали — и его след навсегда потерялся. После войны Зинаида с детьми переехала на Львовщину — на родину мужа, мечтая, что ее Василий найдется и обязательно вернется ... По завещанию дети похоронили Зинаиду Дмитриевну в милом ей Каменец-Подольском.

Елена тоже стала учительницей. И ее, как и сестру, постигла злая судьба репрессий: в 1938 году  мужа Елены Павла Круглецкого арестовали и расстреляли, а саму Елену с тремя детьми выслали из Каменца в Кривой Рог. Во время войны Елена Дмитриевна работала в военном госпитале, а после войны вернулась в Каменец-Подольский

 


Источники информации:

  1. http://www.studfiles.ru
  2. http://lenarudenko.livejournal.com
  3. М.В. Кузив. Женское образование в XIX- начале XX века в Подольской губернии
  4. http://slawutinka.osvitakp.com — ссылка перестала работать!
  5. http://gingemma.gallery.rungingemma.gallery.ru
  6. http://humus.livejournal.com
  7. Сикора Э. Ф. Лица Каменца-Подольского или те, кто творил историю “Цветка на камне”, кто оказывал влияние на его судьбу, а также те, кому повезло увидеть своими глазами это неповторимое чудо природы и творение человеческой фантазии. – Х.: “Міськдрук”, 2010. – 700 с.
  8. Будзей О. Де в Кам’янці-Подільському оперував Булгаков?
  9. Будзей О. Будинок, який збудував Бабичев
  10. Будзей О. Гімназія
  11. Приходько В. Під солнцем Поділля. ч.1
  12. http://kamienec.livejournal.com
  13. http://www.etoretro.ru
  14. http://abravorus.livejournal.com
  15. Освіта, наука і культура на Поділлі: Збірник наукових праць-Кам'янець-Подільський: Оіюм, 2003. -том 3-288 с.
  16. Т. В. Сесак, А. Ф. Суровий. З історії першого приватного жіночого навчального закладу гімназичного типу на Поділлі на початку ХХ ст. -Матеріали IX-ої Подільської історико-краєзнавчої конференції. Уам'янець-Подільський, -1995, 486 с.
  17. http://photo.qip.ru

Приложение.

... Это было в 1913 году.
Одиннадцатилетняя  девочка, пансионерка московской Ржевской гимназии приставала к своему  дядюшке с просьбой показать, что у него написано на медальоне, который  тот всегда носил с собой на груди.

Дядюшка снял медальон и протянул  девочке. Девочка открыла крышку, а там ничего не написано. Кроме пяти  нотных линеек и четырех нот: соль-диез – си – фа-диез – ми. Девочка  помедлила мгновенье, а затем весело закричала: – Дядюшка. я знаю, что  здесь написано. Ноты на медальоне означают: ” Я люблю Вас.”

И вот здесь возникает вопрос.

Вы  представляете себе, как учили эту девочку, если она, увидав четыре  ноты, пропела их про себя, а пропев, узнала начало ариозо Ленского из  оперы Чайковского “Евгений Онегин”. Оказалось, что этот медальон – столь  оригинальное признание в любви, когда-то получен девочкиным дядюшкой в  подарок от своей невесты перед их свадьбой.

Но вы подумайте, ведь  девочке только 11 лет! Каким же образом ее успели так научить. И не в  специальной музыкальной школе и не в музыкальном колледже, а в нормальной русской гимназии, да еще в начальных классах.

Вопрос:  как учили эту девочку? – я уже задал, теперь задам еще один вопрос, ответ на который выходит за рамки рассуждений об уровне образования  только, а касается вопросов генофонда. Как нужно научить мальчика,  чтобы он когда-нибудь подошел к такой девочке и заговорил с ней,  заинтересовал ее как достойный собеседник, как личность, а со временем  завоевал ее сердце?

Обучив девочку на таком уровне, ей как бы сделали  прививку от бездуховности, от того потока примитивного однообразия,  которое я условно называю “дискотечностью”.

К этой девочке лишь бы какой мальчик не подойдет. Но если даже подойдет, то вряд ли найдет взаимопонимание…

Таким  образом, речь идет об уровне контакта, уровне духовного, культурного соответствия. Следовательно, обучая девочку искусству, музыке, поэзии,  уже в младших классах русской гимназии воспитывая (или, лучше сказать,  формируя) духовную потребность, думали о генофонде, об интеллектуальном  обществе будущего.

Но существовал ли в русском обществе мальчик –  достойный партнер нашей маленькой гимназистки? Конечно, да! Вы не  задумывались. почему все офицеры царской армии учились играть на рояле?  Так ли это необходимо для боевой подготовки?

Для боевой, быть может, и нет, а вот для генофонда – конечно же, да!!! Вдумайтесь, что это за образ – офицер, играющий на рояле?
Да это же – символ мужской гармонии – сочетание офицерства и музыки. С одной стороны, офицер – защитник, воин, а с другой – тонкий интерпретатор музыки Чайковского и Шопена…

Высокое  качество гуманитарного образования в России, начиная с 20-х годов XIX века и до начала 20-х годов века XX, породило невероятную потребность в культуре и подготовило культурный взрыв, подобно которому, думаю,  история человечества до сих пор еще не знала…

Из книги М. С. Казиника “Тайны гениев”

Summary
Частная женская гимназия Стефаниды Славутинской-образование, которое потеряли
Article Name
Частная женская гимназия Стефаниды Славутинской-образование, которое потеряли
Description
С 1901 года делом жизни Стефаниды Афанасьевны Славутинской стало основанное ею частное учебное заведение для девушек. Она была неизменной начальницей гимназии, преподавала в ней русский язык. Советская модель среднего образования поставила крест на 27-летнем подвижничестве Стефаниды Славутинской на ниве преподавания и развития женского образования в Каменец-Подольском
Author
Publisher Name
Блог Давида Ройзена
Publisher Logo

Страница: 1 2 3
Хотите получать статьи этого блога на почту?
Новые статьи блога
Комментариев нет

Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: