Дастин Хоффман-перипетии семейной легенды
...Ведущий программы «Finding Your Roots» — историк из Гарварда Генри Луис Гейт — сообщил Дастину жуткие подробности семейной биографии. Заключались они в том, что дед актера по отцовской линии— Фрэнк Хоффман, еще в 1881 году приехавший со своей женой Эстер из Белой церкви на Украине в США и живший в Чикаго, получил в 1920 году известие о погроме в Белой Церкви и отправился на малую родину, чтобы забрать оставшихся там родителей – мать Либу и отца Самуила. Однако в США он больше не вернулся. По версии редакторов программы «Finding Your Roots», Фрэнк был расстрелян вместе со своим отцом Самуилом (ведущий называл его Сэмом) чекистами примерно в 1921 году. Мать Фрэнка – Либа – тогда же была отправлена в концентрационный лагерь, где провела пять лет, потеряла руку, но после все-таки смогла выбраться в Аргентину, откуда и приехала в США к своей невестке Эстер, с которой и прожила до самой смерти в 1939 году.
История, которая выбьет слезы из любого. «Я понимаю, почему отец никогда не рассказывал мне этого, – он просто хотел защитить меня с братом и маму от этих ужасов», – заявил во время программы Хоффман.
Однако версию создателей программы «Finding Your Roots» подвергли сомнению украинские эксперты, специализирующиеся на архивных документах и помощи в составлении родословных Алекс и Надежда Липес. Несмотря на наличие списков расстрелянных и репрессированных в 1921 году, они не нашли в нем упоминания ни Фрэнка, ни его отца Самуила. Тем не менее, исследователи нашли статью в одной из чикагских газет, где рассказывалось, что бабушка Хоффмана, Эстер, записала рассказы своей свекрови Либы и в 1934 году подала в суд на на правительство СССР, обвинив государство в убийстве мужа и конфискации его имущества, с требованием компенсации в размере $151,5 тыс. Для сравнения: зарплата квалифицированного рабочего в США составляла в те годы $100 в месяц, автомобиль Ford B стоил $600. О результатах судебного разбирательства ничего не известно. Но, по словам исследователей, в статье в том числе приводятся слова Либы о том, что лично ей приговор был отменен, и она не была ни в тюрьме, ни в концлагере.
Это. по мнению экспертов, больше похоже на правду, потому что в США Либа приехала в 1931 году уже гражданкой Аргентины, а это, скорее всего, означает, что она уехала в Аргентину в 1924 году, когда Конгресс США внес поправки в закон об иммигрантах, из-за чего она не смогла въехать в Америку напрямую. Липес также обнаружили еще 60 имен по материнской линии Фрэнка Хоффмана, которые теперь предстоит изучить. Так что, возможно, история родственников Хоффмана станет гораздо яснее.
— Посмотрев программу, я поняла, что исследователи, привлеченные PBS, пытаются выдать за прадеда Дастина Хоффмана совсем другого человека, — говорит Надежда Липес. — Достаточно было небольшого расследования, чтобы убедиться — отец Фрэнка Хоффмана к тому времени давно исчез из семьи — он оказался мошенником, но это уже другая история. Главное, что к 1897 году Либа была замужем за другим мужчиной.
Как архивисту, не первый год занимающемуся генеалогией, мне сложно представить, что Мошко (а именно это имя фигурировало в программе) мог быть идентифицирован мало-мальски вменяемыми специалистами как Самуил.
На самом деле все просто. Либа, которой в конце концов удалось выбраться из СССР в начале 1920-х и даже добраться до США, рассказывала, что была арестована в Каменец-Подольском. Люди, которым редакторы PBS поручили проследить корни этой драмы, стали просматривать газеты, выходившие в то время в городе, и обнаружили две заметки — в одной упоминалась Либа, в другой — некий Мошко Гойхман. Гойхман и Хоффман, действительно, разные варианты одной фамилии, но, во-первых, в документах супругов не должно быть таких разночтений, во-вторых, Мошко при всем желании не может превратиться в Самуила, в третьих — разница в возрасте у этих мужчин составляла более 20 лет. Тем не менее редакторы PBS с подачи украинских информаторов решили «поженить» Мошко (ставшего Самуилом) с Либой — уж больно красивая получалась история.
— На самом деле, после того как один из украинских телеканалов попросил меня проверить эту историю, я в течение двух дней нашла и подлинное свидетельство о рождении прадеда Дастина Хоффмана (которого звали Нисанель, а не как в версии PBS Самуил или Сэм) и обнаружила перепись населения 1897 года, из которой следовало, что мама Фрэнка была замужем за другим человеком. Видимо, к 1920-му году Либа потеряла второго мужа, и Фрэнк отправился забирать маму из охваченной гражданской войной страны. Во всяком случае, его отец не мог быть убит чекистами, следы его к тому времени окончательно затерялись.
Кстати, родом Нисанель был из Новофастова (сейчас — Винницкая область), а не из Белой Церкви, а после развода, когда Фроим (ставший в Америке Фрэнком) был маленький, Либа вышла замуж за соседа по фамилии Алтер. Попутно удалось восстановить родословную Либы (в девичестве Коган), обнаружив более 60-ти ее родственников.
Загвоздка возникла лишь при поиске метрики Фрэнка Хоффмана — в разных американских документах он указывал разные даты рождения, поэтому пришлось повозиться. Но кому охота возиться, куда проще найти заметку об осуждении Либы и связать это с делом какого-то, расстрелянного тогда же, мужчины-еврея.
Если бы в PBS удосужились прочитать заметку 1921 года из газеты Каменец-Подольского, то узнали бы, что ей дали условный срок, поэтому ни в тюрьме, ни в лагере она не сидела.
Семейная легенда очень сильно изменила риторику Дастина Хоффмана о своих еврейских корнях. «Теперь, когда люди спрашивают меня, кто я, я отвечаю, что я еврей, – заявляет Хоффман. – Мои деды и прадеды боролись и стремились выжить для того, чтобы я сейчас был тем, кем являюсь».
Дополнение
Остается невыясненным при каких обстоятельствах погиб дед Дастина Хоффмана. На этот счет существуют только догадки.
Заместитель директора архива СБУ, историк Владимир Бирчак считает, что деда Дастина Хоффмана убили в феврале 1919 года, когда «Киев охватил большевистский террор, под командованием Николая Щорса расстреливали, сажали в тюрьмы и отправляли в концлагеря». Это расходится с версией PBS, согласно которой Фрэнка убили в 1921 году. «Я отстаиваю мнение, что это был 1919-й год, ведь это объясняет отсутствие каких-либо документов, — подчеркнул Бирчак, отметив, что работа в архивах ничего не дала. — Во время большевистского террора такие материалы могли просто не заводиться, а людей расстреливали без суда и следствия. Если бы это был 1921 год, то должно было хоть что-то остаться».
А вот как комментирует эту запутанную ситуацию автор книги «Кадиш сироты. Список евреев Киева, погибших во время погромов и военных конфликтов 1917—1919 гг.» историк Сергей Вейгман:
— В конце 1918 года началось восстание против гетмана Скоропадского, и началось оно в Белой Церкви. Больше месяца этот город был штабом УНР, отсюда на Киев выступило 60-тысячное войско. Все эти события сопровождались еврейскими погромами, и это действительно могло стать поводом для приезда Фрэнка Хоффмана именно в 1919 году, а не 1920-21-м.
Здесь начинаются проблемы хронологии. Допустим, Фрэнк получил известие о погромах в начале 1919 года. До прямых авиарейсов Чикаго — Киев было еще далеко, поэтому ему пришлось приехать в Нью-Йорк и приобрести билет на пароход до Гамбурга или Одессы (последнее маловероятно, учитывая, что творилось тогда в этом городе). Путешествие занимало несколько недель, а потом Хоффману предстояло добраться до Киева, что в условиях полного хаоса, царившего на огромной, охваченной гражданской войной территории, было тоже делом непростым. Поэтому предположение, что его убили в застенках киевского ЧК в феврале 1919 года, по меньшей мере, спорно.
Тем более, что самый известный еврейский погром в Белой Церкви произошел в августе 1919 года — тогда отличились и войска УНР, и банды Зеленого, и части Добровольческой армии — об этом могли писать и в американских газетах, и тогда Фрэнк Хоффман действительно оказался в Украине не раньше конца 1919-го, а то и в 1920 году.
Во всяком случае, в списках евреев, чья смерть зафиксирована в Киеве в 1919 году, человека с таким именем я не обнаружил. Вероятных сценариев могло быть несколько. Фрэнка Хоффмана могли убить в Киеве с целью грабежа и тело бросить в Днепр — в описях, с которыми я работал, фразы вроде «такого-то числа найден утопленник, неизвестный еврей стольких-то лет» встречаются нередко. К тому же по тем временам его американские документы были настоящим сокровищем, так что после убийства они вряд ли остались при нем.
Деда Дастина Хоффмана действительно могли расстрелять в ЧК как американского шпиона. И, наконец, он мог быть убит одной из многочисленных банд, которые орудовали тогда в Киевской губернии. В этом случае, даже если тело было обнаружено, оно тоже проходило бы по категории «неизвестный еврей»
Источники информации:
- Алена Городецкая. Хоффман на распутье.
- Неудобная трагедия. Хадашот, №2 (213), февраль 2015.
- Щорс, ЧК и Голливуд. Хадашот, № 5 (228) май 2016.
- Дастину Хоффману придумали прадеда? Хадашот, № 3 (238), март 2017.
- Рыбак Иссахар-Бер
На миниатюре записи фрагмент картины И. Рыбака из цикла «Погром в Киеве. 1919»