9 декабря 12:47
Автор: Из открытых источников Рубрика: Люди 2 комментария

Михаил Альперин — на стыке музыкальных жанров

Помимо фортепиано, в пьесах Альперина звучат мелодика (с ней он изображен на обложке своего сольного диска) и голос — они чаще всего отвечают за «народное» начало в его музыке.

...Основной чертой музыки Михаила Альперина является ее полистилистичность. Он говорит прежде всего от своего имени. Он — автор-исполнитель композиции, не полностью завершенной к выступлению. Ему, как автору, известны лишь художественная задача, форма, драматургия произведения. Но наполнение произведения, его фактура импровизируется непосредственно во время исполнения. Импровизация у Альперина — не цель, а средство создания определенного впечатления от музыки.

Алексей Баташев, основатель Московского джаз-клуба

Перестройка

Кешаван

Конец 80-х прошлого века ознаменовался стремительным распадом советской системы. Упал изрядно проржавевший «железный занавес».

Открылись неожиданные возможности. И параллельно сильно ухудшилось материальное положение рядового (и не только рядового ) гражданина. И сначала тонкой струйкой, а затем и бурным потоком поехали наши люди искать счастья за границами некогда могучей и непобедимой страны.

Кешаван Маслак известен прежде всего тем, что еще в перестроечную пору неоднократно приезжал в СССР на различные фестивали, своим сотрудничеством с Сергеем Курехиным и альбомом «Mother Russia».

В конце 1980-х произошёл замечательный контакт Keshavan Maslak и Михаила Альперина, они выступали и в России, и за рубежом. В частности, с ним Альперин совершил тур по Соединённым Штатам Америки.

На XI Международном фестивале в Донецке в 1989 году Keshavan Maslak исполнил свою сольную композицию «Импровизация». Для него музыкальный театр имеет, как и для Альперина, не последнее значение, он валяет дурака на сцене: прыгает, топает, ёрничает.

Kenneth Keshavan Maslak (Кеннет Кешаван Маслак), иногда выступающий также под сценическим псевдонимом Kenny Millions — личность чрезвычайно разносторонняя: джазовый мультиинструменталист, поэт, мастер перфоманса, ресторатор. Родился в рабочем пригороде Детройта, в семье выходцев из Украины.

Keshavan Maslak
Keshavan Maslak

Аркадий

Жизнь коротка. И надо уметь. Надо уметь уходить с плохого фильма. Бросать плохую книгу. Уходить от плохого человека. Их много. Дела, не идущие, бросать. Даже от посредственности уходить. Их много. Время дороже...

М. М. Жванецкий. Жизнь коротка

После гастролей в США с Кешаваном Маслаком, Михаил Альперин создал в Москве дуэт с валторнистом Аркадием Шилклопером, который только что тоже успешно выступил в США — правда, на вполне мэйнстримовом Международном джаз-фестивале Лайонела Хэмптона, в дуэте с басистом Михаилом Каретниковым. Так пианист окончательно выбрал путь на стыке жанров, между фольклорными мотивами разных народов, академической музыкой и джазовой импровизацией.

...Миша кардинально изменил мою жизнь! Я получил хорошее музыкальное образование, стал профессиональным ремесленником, рано попал в оркестр Большого Театра (даже не успев закончить МГПИ им. Гнесиных), получал хорошую зарплату, продовольственные пайки к праздникам, пропуска на спектакли, ездил в зарубежные поездки, радовался привилегиям, которые были в те годы доступны лишь единицам, на сэкономленные суточные покупал джаз и рок пластинки и не мог даже предположить, что судьба меня сведёт с такой удивительной личностью как Михаил Альперин!..

Мы познакомились в 1986 году. После какого-то выступления с Мишей Каретниковым Альперин подошёл ко мне и сказал примерно следующее: “Старик! Ты хороший музыкант, но играешь не свою музыку”, на что я ответил: “Да! Я знаю!” Тогда Миша предложил сыграть с ним две композиции на его творческом вечере, точнее две части сюиты “Свет и Тени”! Они прозвучали в конце декабря того же года в ДК “Москворечье”...


Миша Альперин."Кошмарный сон, или После вчерашнего".
Запись 1986 года, ДК «Москворечье»

Репетировали в Крылатском, благо жили по соседству, сначала в ДЭЗе ( Дирекция по эксплуатации зданий-прим. Д. Р.), а потом в детском садике, чаще по ночам. Не сразу мне дался язык Миши, несмотря на то, что я был в восторге от его музыкальных идей и репетировал взахлёб, забывая о времени. Прошли годы прежде чем я “въехал” в полиритмические и полиметрические приёмы игры Миши, в штрихи, артикуляцию, акцентировку, в сложные, не симметричные размеры и т.д.

Как писал Рерих: “Благословенны препятствия — ими растём”. А сегодня всё это является частью моего собственного языка и частью моих творческих поисков! :)... Тот же Рерих писал: “Люди различаются на осуждающих и на творящих”…Да! Мишу осуждали и коллеги по джазовому цеху, и фольклористы, и критики, и… Но он шёл своим путём, своими тропинками, порой очень узкими, извилистыми, каменистыми, тёмными, пыльными и т.д. в поиске собственного стиля, собственного голоса, никого не слыша, никого не слушая и вёл за собой таких же ищущих творцов.

Оказывается и один в поле воин!

Аркадий Шилклопер

Совместная запись 1989 года Альперина и Шилклопера стала первым альбомом прославленного европейского лейбла ECM (ECM Records GmbH, Германия) в российской джазовой дискографии «Wave Of Sorrow» (1990) .

Пришло мировое признание.

Альбом  «Wave Of Sorrow». Cover
Альбом «Wave Of Sorrow». Cover

Wave Of Sorrow

... Одна из немногих работ записанная нашими соотечественниками (пусть и бывшими) на концептуальной фирме ECM, что само по себе является знаком признания их.

Отличная работа, равноудаленная как от джаза, так и от этно. Хоть в аннотации к диску Михаил Альперин и утверждает, что его композиторская работа была навеяна молдавской музыкальной тематикой, но по музыке этого не сильно скажешь.

Все очень тонко, деликатно и броситься в отбивании ногами молдавского танца «жок» не возникает потребности.

Аркадий Шилклопер в данной работе использует в своем арсенале и валторну и френшхорн и другие духовые. Как всегда – выше всяких похвал.

Михаил Альперин – человек, давно проживающий на Западе и уже основательно поднатаревший в европейской камерной фортепьянной школе – проявляется на этом альбоме как талантливый импровизатор и аранжировщик.

Вообще работа очень тихая и по эмоциональному выражению сентиментальная. Действительно – волна грусти (“Wave of Sorrow”). Высший класс!

100 лучших альбомов моей коллекции. стр.2 из 9. Алексей Сурулев

Позднее Шилклопер участвовал в записи ещё трёх альбомов Альперина для ЕСМ: «North Story» (1997), «First Impression» (1999) с великим британским саксофонистом Джоном Сёрманом и норвежской ритм-секцией и «Her First Dance» (2008) с Аньей Лехнер ( виолончель).

Альбом "Her First Dance". Cover & CD
Альбом «Her First Dance». Cover & CD

Her First Dance

Сергей. Moscow Art Trio

Но их главный проект, Moscow Art Trio с крупнейшим специалистом по русскому фольклорному вокалу Сергеем Старостиным, никогда не выпускался на ECM: не сложилось.

 Аркадий Шилклопер, Михаил Альперин, Сергей Старостин. Начало 2000-х
Аркадий Шилклопер, Михаил Альперин, Сергей Старостин. Начало 2000-х

Зато альбомы трио — около десятка — выходили на других лейблах, прежде всего в бременском музыкальном издательстве Jaro Medien GmbH (Германия), и в течение почти двух десятилетий, до конца 2000-х, Moscow Art Trio было частым и успешным гостем европейских фестивалей как джаза, так и world music.


Moscow Art Trio. Разговоры. Выступление на Piano Jazz Festival, Калиш, Польша, 1998

Ведомое Альпериным Moscow Art Trio разрабатывало свой собственный язык, строящийся на сочетании народных напевов, элементов академической музыки, импровизации.

Этот проект стал, возможно, самым известным и успешным из всего, что делал Михаил Альперин.

Пел я с детства, попал в московскую капеллу мальчиков... После первого курса консерватории моя знакомая (нынешняя супруга), тогда — студентка, тоже первый курс, но теоретик, сказала мне: у нас летом будет фольклорная практика, не хочешь ли поехать, магнитофоны таскать... У них одни девочки на курсе. Я и поехал. То есть действительно магнитофоны таскал, а они — собирали...

В Рязанской области в деревне зашли к какой-то бабушке, она нас усадила, напоила чаем и начала петь. Во-первых, я никогда не слышал подобного тембра — натурального, этнического, фольклорного, во-вторых. был поражен тем, что, не имея образования, человек может петь настолько убедительно, что у меня не возникало никаких вопросов...

В течение последующих четырех курсов я постоянно посещал фольклорный ансамбль при консерватории, а после армии вернулся в консерваторию — работать. Ездил по два с половиной месяца подряд, очень много наработал в тот период. Стал искать традиционные духовые инструменты. Уже в ту пору это была редкость. Но мне везло: находил. Я из забвения вытащил тверской рожок, на котором сегодня играю, появились калюки — обертоновая флейта, гусли, масса других инструментов. Постепенно я стал обрастать инструментами — и это искало выхода...

Сергей Старостин

На одном из фестивалей дружбы между СССР и ГДР Старостина поселили вместе с Михаилом Альпериным и Аркадием Шилклопером. Они заинтересовались друг другом.

Мы решили встретиться в Москве. Встретились. И я был в некотором ужасе. Меня возвращали в сферу темперированной музыки, от чего я отвык. Первое время, когда пел, не попадал с роялем абсолютно, это была катастрофа. Но каким-то чудом он это все терпел... Значит, действительно во что-то верил, чего-то ждал.

Сергей Старостин

Summary
Михаил Альперин - на стыке музыкальных жанров
Article Name
Михаил Альперин - на стыке музыкальных жанров
Description
Альперин занимает на карте европейской импровизационной музыки особое место. Можно было бы определить освоенное им направление как этно-джаз, но в действительности творчество Альперина этим термином не определяется. В частности, потому, что музыкант подчеркнуто дистанцировался от джаза в традиционном понимании
Author
Publisher Name
Блог Давида Ройзена
Publisher Logo

Страница: 1 2 3 4 5 6
Хотите получать статьи этого блога на почту?
Новые статьи блога
2 комментария
  • Не знаю или это известно, но Миша короткое время был женат на дочери директора завода Лихачёва, это дало возможность ему и этногруппе из Перу или Эквадора выступить в 1981 ( не берусь утверждать дату) после очередного съезда на концерте и была трансляция по всему Союзу. Он вышел с ними на сцену в клетчатом пиджаке и пластиковых вьетнамках на босу ногу, для того времени — зрелище ещё то. Он был очень неординарным во всем!

    9 декабря, 2019 в 5:02 |Ответить
    • Д. Ройзен

      Спасибо, интересно. Good Luck!

      9 декабря, 2019 в 7:29 |Ответить

Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: