Михаил Альперин — на стыке музыкальных жанров
Отметив десятилетие трио, музыканты решили было закрыть проект. «Нам казалось, что спекулировать на уже найденном не стоит, надо искать какие-то другие формы»,— объяснял позже Шилклопер. Однако уже через два месяца Альперин со словами «Извините, ребята, не могу!» принес коллегам новую программу.
С тех пор трио уже не прекращало существовать, прерывая деятельность лишь на время обострения болезни Альперина.
Последние концерты прошли в Германии осенью 2017 года. Трио выступало как само по себе, так и будучи частью масштабных составов, внутри которых соединялись разные направления и культуры: Альперин сводил друг с другом болгарский женский хор «Ангелите» и тувинскую группу «Хуун-Хуур-Ту», приглашал к участию камерный оркестр.
За границами
В названии Moscow Art Trio была определённая маркетинговая ирония, так как Альперин с 1991 года жил и работал в Осло, Норвегия, где с 1993 года преподавал фортепиано, композицию и современную импровизацию в Норвежской государственной музыкальной академии. Собственно в Москве, да и вообще в России, Moscow Art Trio выступало крайне редко, а другие проекты Альперина и вовсе почти не показывались.
Ряд альбомов с участием Альперина выходил в 1990-е гг. и в России, прежде всего на московском лейбле RDM с более поздними переизданиями на Boheme Music: «Prayer» (1998) — запись Moscow Art Trio 1991 г. с русским народным хором и тувинским фольклорным ансамблем, «Live In Grenoble» (1998) — запись выступления дуэта с Шилклопером на фестивале во Франции в 1992, «The Blue Fiords» — сольная запись 1993 г., выпущенная в 2004 также лейблом JARO под более правильным названием «Blue Fjord». Только на «Богеме» выходил альбом Moscow Art Trio «Live in Karlsruhe» (1999).
В новом столетии у Альперина вышел целый ряд записей на ECM: «At Home» (2001) — сольные домашние записи 1998 г.; «Night» (2002) — запись выступления на джаз-фестивале в норвежском городе Восса в 1998 дуэтом с виолончелисткой Аньей Лехнер; уже упомянутая «Her First Dance» (2008) — студийная запись с Шилклопером и Лехнер.
В 2010 г. Альперин показал в Москве проект «Украдено из Норвегии» — трио с Аркадием Шилклопером и норвежским фольклорным скрипачом Вегаром Вордалом.
А вот что портал «Джаз.Ру» писал в 2011 г. в репортаже с иерусалимского фестиваля «Джаз-Глобус»:
...музыкально очень важен был финальный сет первого дня. Своё сольное отделение представил приехавший из Норвегии пианист Миша Альперин, артист лейбла ECM и один из самых противоречивых по отклику в кругах «джазовых консерваторов» музыкантов — выходцев с постсоветского пространства (Альперин родился в Советской Украине, вышел на джазовую сцену в Советской Молдавии, а в норвежскую эмиграцию в начале 90-х гг. прошлого века уезжал из Москвы).
Для его выступления рояль выдвинули к самому краю сцены: так, судя по всему, нюансы его интонирования и акцентировки лучше слышны. Музыкант появился в зале буквально за пять минут до начала своего выступления (благо гостиница, в которой организаторы фестиваля размещают его участников, от муниципального концертного зала «Гармония» находится буквально в трёх шагах).
Альперин не оставляет своей манеры сначала пропевать то, что хочет сыграть, и это довольно странный тембровый оттенок в его музыке: пьесы преимущественно весьма сложные, но довольно динамичные, хотя и прозрачные, каждый звук слышен (а в силу близости к публике — и виден).
Безупречное чувство формы и времени. Пьесы — каждая со своим настроением, и звучит, кстати, ровно столько, сколько нужно, как и всё отделение.
Альперин записывается с норвежскими музыкантами и впитывает норвежскую музыку так же легко и естественно, как до того впитывал элементы других музыкальных культур. Музыкант, исповедовавший идею, что вся народная музыка принадлежит к одной семье, рассказывал, что слышал в норвежских мелодиях знакомые молдавские мотивы.
Связь Альперина с академической музыкой только крепла: с норвежскими музыкантами и Шилклопером он записывал камерные сюиты, с пианистом Михаилом Рудым — импровизации на темы Баха, Шумана, Дебюсси, Скрябина, Прокофьева, Яначека — и Альперина.
В больших проектах использовались темы Гайдна и Пярта.
Лина
В 2015 году на JARO вышел крупный проект «Prayers and Meditations», ставший своеобразным ответом на серьезнейшие переживания и перемены, связанные с многолетней тяжелой болезнью музыканта. В записи этого «реквиема по собственному эго», как называл его Альперин, участвовали Камерный хор Осло, болгарский фольклорный ансамбль, вокалист Сергей Старостин и поющая аккордеонистка Эвелина Петрова, ставшая в последние годы Михаила Альперина спутницей его жизни.
Эвелина Петрова – виртуозный аккордеонист, талантливый композитор и вокалист. Ее творчество сочетает русскую деревенскую стихию, традиции петербургского андеграунда, филигранное исполнительское мастерство и спонтанную импровизацию, тонкий артистизм и глубину музыкальной мысли.
После записи авторского альбома «Годовой круг», изданного британской студией Leo Records в 2004 году, Эвелина постоянно выступает с сольными программами на фестивалях Европы и Америки. В 2007 году на Leo Records вышел второй альбом Петровой (в дуэте с Александром Баланеску) «Upside down».
Является композитором и исполнителем проекта «Немое кино + живая музыка».
Прощание
Последним крупным прижизненным проектом Миши стал новый ансамбль Oslo Art Trio — он сам плюс Эвелина Петрова и итальянский барабанщик-импровизатор Роберто Дани, запись которого с программой «Mirrors», посвященной Тарковскому, на диске, кажется, еще не выпущена.
Но можно посмотреть видеоверсию концертного исполнения в норвежском городе Йовик.
Чёрно-белая фотография Мишы, играющего в окружении публики, под которой написано, что она неизвестно где сделана. Сделана она в Пущино под Москвой на джеме в Доме учёных при мне. С годом могу ошибиться, но скорее всего 1983.