9 декабря 12:47
Автор: Из открытых источников Рубрика: Люди 4 комментария

Михаил Альперин — на стыке музыкальных жанров

В феврале 2016 г. Михаил Альперин последний раз выступал в России в рамках тура к 25-летию Moscow Art Trio . Концерты состоялись в Москве и Воронеже.


Moscow Art Trio в Доме музыки, Москва. Фрагменты. 2016


Moscow Art Trio в областной филармонии, Воронеж. Выход на бис. 2016

Вместо эпилога

Mikhail Alperin Sentralen Oslo Jazzfestival 2017<br />
Фото: Tore Sætre - CC BY-SA 4.
Mikhail Alperin Sentralen Oslo Jazzfestival 2017
Фото: Tore Sætre — CC BY-SA 4.

Рождённый ползать — летать обязан

На востоке говорят, что человек отличается от животного только тем, что может меняться. Программу-сценарий своей жизни животному не поменять. У человека же есть уникальный шанс – расти и взрослеть.

Не все мы этим шансом воспользуемся. В творчестве происходит похожее. Художник может либо расти, и этот УНИКАЛЬНЫЙ рост (а рост всегда уникален), как в зеркале отразится в его творчестве, либо довольствоваться своим ремеслом и чужим опытом. Помните? «Он шёл по следам великих, поэтому своих не оставил».

В молодости это так естественно, но ведь подростковый период имеет обыкновение заканчиваться. Арво Пярст – эстонский композитор — как-то сказал, что многие современные композиторы часто страдают графоманией и пребывают в хроническом подростковом периоде.

Я думаю, что музыканты, как и не музыканты, слишком уж много своей жизненной энергии тратят на то, «чтобы быть» принятым обществом и коллегами . И это не только вопрос хлеба насущного. Также часто мы впадаем в другую крайность – отрицаем всё и вся.

Жизнь – это искусство баланса. Каждый из нас рождён уникальным, но так не просто согласиться с этим. Ведь легче согласиться с тем, что есть где-то избранные, более талантливые, более везучие.

Моя жизнь похожа на чудо-школу, где те уроки, которые я не усвоил в своё время, настойчиво требуют быть выученными. Я счастлив, что научился уважать свои новые ошибки, что иду дальше. Повторять же старые и себя-родимого – грустно. Недавно в Москве мой старый приятель-композитор посетовал на то, что, к сожалению, не слышит больше того былого Альперина с его взрывными молдавскими ритмами, не слышит былого «авангардного хулиганства», и что сегодня моя музыка очень уж интровертна и медитативна.

Когда мы растём? Во сне? Возможно, физиологически – да, а духовно? Разве кто-нибудь из нас помнит день, когда из ребёнка мы превратились в юношу или девушку, либо из молодого человека – во взрослого?

Мой отец был литератором и, видимо, любовь к повествованию в звуках у меня от него. Когда-то я писал и играл по-журналистски лихо, иронично, не подпуская читателя к своему внутреннему миру.

Позже pojavilas’ nepreodalimaja potrebnost’ дышать поэзией и оставаться голым наедине с приближающейся тишиной.

Миша Альперин. 25.07.07, Осло
Из переписки Михаила Альперина и Олега Степурко об импровизации



Приложение.

Из интервью Михаила Альперина изданию Контракты. Июль 2008 г.

В интервью «Контрактам» пианист, композитор и профессор Михаил Альперин рассказал о том, что:
1) конкурсы, на которых построена система музыкального воспитания, убийственны;
2) консерватория уничтожила народную музыку;
3) в Киеве в 1980-х чувствовал себя битлом;
4) поиск своего голоса важнее денег, даже если их нет;
5) норвежское правительство возвращает торговцам налоги от продажи кассет с условием субсидирования новых записей
.

Фото: с личной страницы Михаила Альперина в Facebook
Фото с личной страницы Михаила Альперина в Facebook

Михаил Альперин родился в Украине, сформировался как музыкант в Молдавии, прославился в России, а теперь живет в Норвегии. Отсутствие диплома о высшем музыкальном образовании не мешает ему быть профессором Норвежской государственной музыкальной академии. Вид на фьорды из окна не вредит сочинению композиций, пронизанных лучами балканского солнца. Страсть к авангардной импровизации не препятствует глубокому внедрению в народную аутентику. А 50-летний возраст никак не отразился на детской непосредственности пианиста, имя которого в европейских газетах пишется Misha.

Позор на папину голову

Почему вы пошли по материнской, а не отцовской стезе, став музыкантом, а не писателем?

— Папа был очень талантливым, но умер рано — удивительно, что вам известно о его литературном опыте. И действительно странно, что я не пошел по его стопам, ведь рос среди книг. Все, что делал отец, мне не нравилось, он хотел приобщить меня к духовному миру, к литературе, а я не слушал его — был молодым и глупым. Меня интересовало все то, что можно назвать антидуховным. Я был все отрицающим, протестующим подростком, которому нужен один хард-рок. Тысячи книг вокруг меня вызывали только аллергию. Драма не в этом. Грустно, что отец не увидел меня взрослым — состоявшимся в творчестве человеком, не увидел, что в конце концов я стал таким, как он.

Одно дело — увлекаться хард-роком, другое — получить академическое музыкальное образование.

— Когда ты маленький, тебя не спрашивают: отдавать в музыкальную школу или нет. Все учились — и я тоже, не зная, зачем и почему, с пяти лет играл классику. Музыка — это чистый потенциал, который дремлет, если ты музицируешь по принуждению или ввиду обстоятельств. Он полностью пробуждается только в одном случае: когда музыка становится личным выбором и касается сердца без влияния общества, родителей, школы. И так случилось со мной. В 15 лет я был одним из лучших пианистов в музыкальной школе и музучилище, но все равно не понимал, к чему это все? Ну, прекрасно играю Рахманинова. Но ведь Рахманинов не я!

Вдруг в 18 лет услышал второй концерт Рахманинова и заплакал. В этот момент понял: музыка — мое и я — музыкант. И не потому, что мама сказала, или оттого, что престижно сидеть в бабочке за роялем.

В четвертом классе в сочинении на тему: «Кем вы хотите стать» я написал: «Вместо того чтобы лазить по столбам, рискуя жизнью (видимо, на меня произвели впечатление электрики), лучше сидеть за белым роялем в белом фраке». Мама мне недавно показала это сочинение: очень смеялся. Некоторые всю жизнь играют в лучших оркестрах на лучших площадках, многое умеют, потому что талантливы, но для них это только работа.

Коллега из Московской филармонии сказал: «Играю, так как больше ничего не умею делать». Это трагедия. Беда в том, что все, от кого зависит становление музыканта: учителя, родители — бессознательно убивают в нем живое. Конкурсы, на которых построена система музыкального воспитания, убийственны. Стравинский говорил, что конкурсы нужны для лошадей, а не для людей.

Музыка — это не спорт. В маленьком человеке воспитание спортивного отношения к музыке вызывает душевный дискомфорт, а позже — апатию. В Советском Союзе в музыкальных школах учился чуть ли не каждый второй. Миллионы бросили занятия, хотя среди них наверняка были десятки Рихтеров!

Почему вы уехали из Украины в Молдавию?

— Меня выгнали из музучилища в Хмельницком.

Я полагал, пианист — это тот, кто играет на рояле и больше ничего не делает. В 16 лет вовсю играл всяких Шостаковичей и Щедриных, но прогуливал лекции по научному коммунизму, занятия по гражданской обороне, гармонии и теории. Девочки и вино намного интереснее. Даже на рояле не особо хотел играть. Сыграю сольный концерт — и снова в загул: папа-мама рыдают, учителя не могут найти...

А я — трудно поверить — ходил в добровольную народную дружину и на бокс, стриг хиппи. Это ж увлекательнее, чем Рахманинов! Поотбивали мне на тренировках все что можно. Тренер попросил определиться, пока руки целы: либо рояль, либо бокс. Вот такой был поиск собственного «я». До сих пор спрашиваю себя: кто я, для чего родился?

В молдавских Бельцах жили родственники, которые договорились о моем переводе в тамошнее музучилище — на курс младше. И это была удача: после отчисления могли вообще никуда не взять.

Но в Молдавии нашел еще больше вина и красивых девочек. А также — еще больше талантливых еврейских детей, которые вовсю джазовали на свадьбах и в училище, имитировали Chicago и Blood, Sweat and Tears. Ничего подобного в Хмельницком не было. Вот тогда в моей жизни джаз и начался — я влился в ту среду. Подрабатывали на свадьбах и в ресторанах по выходным.

Затем стал молдавским рокером: в 1972 году смешивали поп, рок и местный фольклор в первом моем ансамбле «Орион».

Summary
Михаил Альперин - на стыке музыкальных жанров
Article Name
Михаил Альперин - на стыке музыкальных жанров
Description
Альперин занимает на карте европейской импровизационной музыки особое место. Можно было бы определить освоенное им направление как этно-джаз, но в действительности творчество Альперина этим термином не определяется. В частности, потому, что музыкант подчеркнуто дистанцировался от джаза в традиционном понимании
Author
Publisher Name
Блог Давида Ройзена
Publisher Logo

Страница: 1 2 3 4 5 6
Хотите получать статьи этого блога на почту?
Новые статьи блога
4 комментария
  • Михаил Митропольский

    Чёрно-белая фотография Мишы, играющего в окружении публики, под которой написано, что она неизвестно где сделана. Сделана она в Пущино под Москвой на джеме в Доме учёных при мне. С годом могу ошибиться, но скорее всего 1983.

    7 ноября, 2021 в 12:26 |Ответить
    • Д. Ройзен

      Здравствуйте Михаил, спасибо за предоставленную информацию. С уважением. Д. Р.

      7 ноября, 2021 в 2:49 |Ответить
  • Не знаю или это известно, но Миша короткое время был женат на дочери директора завода Лихачёва, это дало возможность ему и этногруппе из Перу или Эквадора выступить в 1981 ( не берусь утверждать дату) после очередного съезда на концерте и была трансляция по всему Союзу. Он вышел с ними на сцену в клетчатом пиджаке и пластиковых вьетнамках на босу ногу, для того времени — зрелище ещё то. Он был очень неординарным во всем!

    9 декабря, 2019 в 5:02 |Ответить
    • Д. Ройзен

      Спасибо, интересно. Good Luck!

      9 декабря, 2019 в 7:29 |Ответить

Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: