9 декабря 12:47
Автор: Из открытых источников Рубрика: Люди 2 комментария

Михаил Альперин — на стыке музыкальных жанров

М.  Альперин
М. Альперин

Мы все часто проходим мимо дома №18 по улице Шевченка. Это известный в городе дом: здесь жил и творил знаменитый украинский баснописец Никита Павлович Годованец. Проживали здесь и другие, известные в городе люди. Есть на фасаде здания и несколько мемориальных досок в их честь.

Пока нет, но надеюсь, что в скором времени появится мемориальная доска с именем выдающегося музыканта, вокалиста, композитора и аранжировщика, бэндлидера Михаила Альперина, чьи детство и юность, от самого рождения, прошли в нашем городе. Он жил в доме №18 по улице Шевченка.


Михаил Альперин (фото © Kyrre Lien, Norges musikkhøgskole)
Misha Alperin (фото © Kyrre Lien, Norges musikkhøgskole)

He джаз, не рок и не фольклор. И не классика.
Михаил Альперин. 2016


Детские годы чудесные. С музыкой, танцами, песнями

В очередную годовщину Октябрьского переворота, в 1956 году, в семье Альпериных появился ещё один мальчик, которого назвали Михаилом.

Его отец, Ефим Иосифович Альперин (псевдоним — Ефим Ясный), советский украинский писатель и журналист. Кандидат филологических наук.

Участник Второй мировой войны.

Окончил Каменец-Подольский педагогический институт (ныне Каменец-Подольский национальный университет имени Ивана Огиенка).

Работал директором школы в селе Голосков Каменец-Подольского района, в редакции газеты «Прапор Жовтня» (рус. «Знамя Октября»), старшим преподавателем Каменец-Подольського педагогического института.

Последователь творчества Никиты Годованца.

Его мать, Сара Савельевна, была преподавательницей музыки, что в значительной степени предопределило жизненный путь Михаила.

Старший брат Ося (Иосиф) тоже увлекался музыкой. Он был одним из лучших ударников города. А конкуренция в то время в Каменец-Подольском была серьёзная. Музыкантов уважали и любили. И даже понимали. Чуть подробнее об этом здесь.

Каменец-Подольский. Улица Шевченка, 18.<br />
Фото Сарапулова (Киев) - CC BY-SA 4. Фрагмент с изменениями
Каменец-Подольский. Дом по улице Шевченка, 18.
Фото Сарапулова (Киев) — CC BY-SA 4. Фрагмент с изменениями

Миша учился в 8-й школе и одновременно в музыкальной. Прогуливал и там, и там. Озорничал. Но не жлобничал. Авторитетов не признавал. Учителя и ученики его любили . Возможно не все:).

Талант был очевиден с самых ранних лет. Хоть и не часто, но так бывает.

Увлекался разными умениями. Фотографировал. Ниже образец творчества двенадцатилетнего мальчика.

Фото М. Альперина. "Прапор Жовтня" от  03.06.1969, с.3
Фото М. Альперина. «Прапор Жовтня» от 03.06.1969, с.3

В 1971 году Миша поступил в Хмельницкое музыкальное училище. Затем переехал в Бельцы (Молдавия), где в 1976 году окончил местное музыкальное училище по классу фортепиано.

Как профессиональный музыкант он впервые вышел на сцену в 1977 году в составе ВИА «Букурия» Молдавской государственной филармонии, солисткой которого была известная молдавская певица Мария Кодряну.

Именно в 1977 году Мария Кодряну вышла замуж за московского джазового музыканта, композитора и аранжировщика Александра Бирюкова из джаз-оркестра А. Кролла, с которым в Молдавской государственной филармонии создала ВИА «Букурия» (в переводе с молдавского — радость, веселье). В 1978 году супруги переехали в Москву, и ансамбль стал работать в «Москонцерте».

Муз. народная, сл. М. Эминеску. Видишь, улетают ласточки. Исп. Мария Кодряну

Но Миша в это время уже вернулся в Каменец-Подольский и создал здесь ВИА «Подоляне», с которым играл на танцах. Летом в «клетке» (так ровесники назвали танцплощадку) в городском парке, а зимой в Доме культуры. Ансамбль состоялся, и его знали не только в городе, но и на многочисленных фестивалях, великое множество которых проводилось по стране .

Поговаривали, что Мише пришлось расстаться с «Букурией» после того, как он и руководитель ансамбля не сошлись во взглядах. Профессиональная планка была с детских лет установлена у Миши по гамбургскому счёту.

Играл он также и в ресторане гостиницы «Украина». К своим партнёрам (а это была, как правило, молодёжь без профессиональной подготовки) относился снисходительно: замечания были, но по делу.

Когда в одиннадцать часов вечера танцы заканчивались, Миша садился за клавишные и в течение часа исполнял различные произведения в диапазоне от классики и джаза до комсомольских песен. И импровизировал. It was fantastic!

Михаил Альперин. Каменец-Подольский. Танцплощадка. Конец 70-х прошлого века
Михаил Альперин. Каменец-Подольский. Танцплощадка. Конец 70-х прошлого века

Публика это знала и не расходилась.

Однажды он появился на танцах в домашнем халате. Никто не удивился.

У Миши было самое главное, необходимое качество для музыканта — ОГРОМНЫЙ ТАЛАНТ! Но помимо таланта он обладал удивительной сценической энергетикой, харизмой...Сочетание этих качеств всегда превращало его концерты в событие...Равнодушных среди публики никогда не наблюдалось....

Александр Розенблат

Симон. Этно-джаз

C 1980 г. Альперин обратился к джазу, играл в первом профессиональном коллективе современного джаза в Молдавской ССР — кишинёвском ансамбле «Кварта», во главе которого стоял Симон Ширман.

Симон Ширман
Симон Ширман

Симон Ширман — джазовый музыкант (саксофонист, скрипач), композитор, бэндлидер, — родился в Кишинёве в семье известного джазового музыканта Гарри Ширмана. Он автор джазовых композиций для саксофона, скрипки и народных флейт: сюиты в семи частях, одиннадцати каприсов, четырёх дуэтов, импровизационных скетчей, пьес и т. д.

Ширман организовал джаз-квартет «Кварта», который выступил с новаторской программой импровизаций на основе молдавских народных мелодий («Молдовеняска», «Молдавский триптих», пьеса «Гилабауа» и другие композиции).

Последовало погружение Михаила Альперина в джаз — в джаз, построенный на основе молдавских народных мелодий: то была смелая музыка.

Уже как трио «Кварта» с Михаилом Альпериным (фортепиано) и Яном Лемпертом (ударные, контрабас) они выступили на VIII Московском фестивале джазовой музыки и приняли участие в записи фестивальной грампластинки «Джаз-82» (Всесоюзная фирма грампластинок «Мелодия» (ВФГ), 1983).

Разнузданный номер «Гилабауа» с перепадами от импровизаций в духе Колтрейна до безумных плясок можно услышать на этой пластинке — по соседству с сольным номером Альперина под названием «Дружеский шарж», построенным на постоянном перескакивании от одной темы к другой, от одного жанра к другому, от «Каравана» к «Хава Нагила» (сегодня этот номер назвали бы постмодернистским).

Альбом "Джаз-82". VIII Московский Фестиваль Джазовой Музыки, Выпуск 2. Cover  & Vinyl
Альбом «Джаз-82». VIII Московский Фестиваль Джазовой Музыки, Выпуск 2. Cover & Vinyl


Джаз-82.VIII Московский фестиваль джазовой музыки. Пластинка 2. Мелодия. СССР, 1983.
P.S. Чтобы слушать отдельные номера перейдите на YouTube

Так оформилась стилистика, которая впоследствии на долгие годы стала основой личного стиля Альперина — сочетание джаза с молдавскими народными мелодиями, то есть то, что в 1980-90-е годы получило в мировой практике название «этно-джаз».

Москва. Как много в этом звуке...

Отсутствие перспектив в Кишинёве заставило Альперина и Ширмана (вслед за другим известным каменчанином Аркадием Укупником) перебраться в Москву, где в 1983-84 гг. они играли в ансамбле Алексея Козлова «Арсенал», балансировавшего тогда между фьюжн и более старомодными жанрами. Их игру можно услышать на альбомах «Пульс» и «Второе Дыхание», которые вышли на ВФГ «Мелодия».

С «Арсеналом» они были на гастролях и в Каменец-Подольском. Местные любители джаз-фьюжн ( музыкальный стиль, соединяющий в себе элементы джаза и музыки других стилей, обычно поп, рок, фолк, регги, фанк, R&B, хип-хоп, электронная музыка и этническая музыка) получили массу удовольствия.

В 1984-85 гг. они выступали и отдельно от «Арсенала», как дуэт Ширман-Альперин, а в 1987 г. вышел первый студийный альбом Михаила Альперина — «Автопортрет» (ВФГ «Мелодия»).

 Альбом  «Автопортрет». Cover & Vinyl
Альбом «Автопортрет». Cover & Vinyl


Молдавская cюита

Summary
Михаил Альперин - на стыке музыкальных жанров
Article Name
Михаил Альперин - на стыке музыкальных жанров
Description
Альперин занимает на карте европейской импровизационной музыки особое место. Можно было бы определить освоенное им направление как этно-джаз, но в действительности творчество Альперина этим термином не определяется. В частности, потому, что музыкант подчеркнуто дистанцировался от джаза в традиционном понимании
Author
Publisher Name
Блог Давида Ройзена
Publisher Logo

Страница: 1 2 3 4 5 6
Хотите получать статьи этого блога на почту?
Новые статьи блога
2 комментария
  • Не знаю или это известно, но Миша короткое время был женат на дочери директора завода Лихачёва, это дало возможность ему и этногруппе из Перу или Эквадора выступить в 1981 ( не берусь утверждать дату) после очередного съезда на концерте и была трансляция по всему Союзу. Он вышел с ними на сцену в клетчатом пиджаке и пластиковых вьетнамках на босу ногу, для того времени — зрелище ещё то. Он был очень неординарным во всем!

    9 декабря, 2019 в 5:02 |Ответить
    • Д. Ройзен

      Спасибо, интересно. Good Luck!

      9 декабря, 2019 в 7:29 |Ответить

Добавить комментарий для Д. Ройзен Отменить ответ

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: