7 февраля 5:28
Автор: Из открытых источников Рубрика: История Комментариев нет

Золотая карета, или османы в Каменец-Подольском

В этой ситуации Потоцкий предложил совету обороны, созванному епископом Лянцкорунским, вступить с султаном в переговоры о капитуляции. Его аргументы убедили военное руководство.

Мещане были недовольны этим решением, а женщины швырялись в офицеров комьями грязи и обзывали их предателями.

26 августа 1672 года Каменец капитулировал. Условия капитуляции были приемлемыми. Жителям города гарантировались жизнь и имущество, свободный выезд из города всем желающим, свобода религии и т. п.

30 августа 1672 года защитники покинули крепость.

Потеря ключевого форпоста заставила Речь Посполиту подписать Бучачский мир, сдав Подолье османам и обязуясь платить ежегодную дань в 22 000 дукатов. Однако польский Сейм отклонил договор и смог собрать большую армию во главе с Яном Собеским, который разбил османов под Хотином в ноябре 1673 года.

Война продолжалась. Но это уже другая история.

Того ж літа турчин зо всіми войсками рушил под Камянец, росказавши и ханові кримскому ку себі ити. И так хан кримскій, зейшовшися з гетманом Дорошенком, тягнули мимо Ладижин на Батог. И там гетман Ханенко и рейментар  каштелян подляскій міли потребу з оними, але же їх сили великіе не додержавши, мусіли уступати до Ладижина и с шкодою. А хан и Дорошенко, не займаючи Ладижина, з войсками потягнули просто под Камянец до турчина, где и турчин притягнувши, Камянец найшовши не в готовности, бо войско з Камянця вийшли на тот час были за упрошеніем мещан, же не сподівалися того приходу турчинового. Где тилко недель дві держались, але знать, же юж бозкий  гнів наступил,бо порохи  в цекгавзу  запалились где много замку викидало. Итак Камянец здали...  

Літопис Самовидця, частина II (1660—1679), року 1672

Считалось, что крепость продержится два месяца, поэтому ее падение на девятый день вызвало панику в Варшаве.

Ежи Володыёвский


Памятник Ежи Володыёвскому.<br />
Автор: <a href="//commons.wikimedia.org/wiki/User:Ilya" title="User:Ilya" >Ilya</a> - <span class="int-own-work" lang="ru">собственная работа</span>, <a href="https://creativecommons.org/licenses/by-sa/3.0" title="Creative Commons Attribution-Share Alike 3.0">CC BY-SA 3.0</a>, <a href="https://commons.wikimedia.org/w/index.php?curid=11644179">Ссылка</a>

Во дворе Каменец-Подольского кафедрального собора Святых Апостолов Петра и Павла расположен памятный знак.

На колонне из ствола дерева — острый кусок железа, внизу — каменное ядро от мортиры с надписью:
Magna est Libertas (Нет величественнее свободы-лат.),
на колонне доска в виде раскрытой книги с надписью по-польски:
"Памяти пана полковника Ежи Володыёвского-Гектора Каменецкого. Жизнь — это чреда самопожертвований. Resurgam(воскресну-лат.)"


Род «маленького рыцаря» — наш герой, Ежи Володыёвский, был невысок ростом — происходил из села Володыёвцы неподалеку от подольского города Бара. Во второй половине XV века его предки поселились в окрестностях Каменец-Подольского, перейдя из православной веры в католичество. Были Володыёвские обычными представителями мелкой шляхты, каких в Речи Посполитой проживало множество.

Отец нашего героя — Павел Володыёвский — владел Ходоровцами. Ему также принадлежало несколько усадьб в Панивцах. Имел троих детей: Ежи, Якуба и Анну.

Ежи Володыёвский, старший сын в семье, родился около 1620 года и юные годы провёл в Каменце под опекой своего дяди Шимона — бывшего солдата, а ныне ксендза, — обучаясь в иезуитском коллегиуме. Должного рвения в учёбе юноша не проявил и потому вскоре был отправлен домой.

Имя Володыёвского встречается в документах коронной (польской) армии только с 1653 года, когда пан Ежи записался «товарищем» в валашскую хоругвь Францишка Дзевановского. В её рядах он сражался на протяжении восьми лет против украинских козаков, русских и шведов. Подробностей о его службе не сохранилось, но, по всей видимости, пан Ежи заслужил авторитет среди солдат, так как в 1661 году был избран одним из делегатов конфедерации к коронным гетманам. В том же году Ежи Володыёвский перешёл в козацкую хоругвь войскового обозного Себастьяна Маховского, в которой служил до начала 1667 года. В составе новой хоругви ему в 1664—1666 годах довелось воевать с козаками и татарами на левобережье Днепра и на Подолье, а также биться с различными бандами и политическими авантюристами, действовавшими в охваченной смутой Украине.

В течение XVI-первой половины XVII века гарнизон Каменецкой крепости традиционно составляли две пехотные хоругви венгерского типа. Со второй половины XVII века власти, понимая ключевое значение Каменца для подольских земель, усилили крепость ещё одной подобной хоругвью. К августу 1672 года гарнизон Каменца насчитывал всего 1 060 солдат, к которым примкнуло около 500 местных ополченцев. С учётом войск, разместившихся по периметру города, защитников было не более 1500 человек. В их числе была и хоругвь Ежи Володыёвского, а также 24 его драгуна.

Ежи Михал Володыёвский. Иллюстрация Петра Стахевича к роману Генрика Сенкевича «Пан Володыёвский»
Ежи Михал Володыёвский.
Иллюстрация Петра Стахевича к роману Генрика Сенкевича «Пан Володыёвский»

Отметился Ежи Володыёвский в 1666 году, уничтожив отряд полковника Василия Дрозденко. История эта примечательна ещё и тем, что пан Ежи фактически отомстил за семью Богдана Хмельницкого. Дело обстояло следующим образом.

Дочь молдавского господаря Василя Лупула Розанда в 1652 года вышла замуж за Тимофея, старшего сына Богдана Хмельницкого. После смерти супруга в 1653 году Розанда некоторое время жила в Чигирине, а после смерти Богдана Хмельницкого перебралась в Надднестрянщину, где арендовала у польского магната Александра Конецпольского часть земли с местечком Рашков. Полковник Дрозденко, долгое время действовавший со своей ватагой на Брацлавщине, в 1666 году наведался в Рашков, будучи наслышан о несметных сокровищах его хозяйки. По итогам этого визита Розанда погибла во время пыток, а её имение было разграблено.

После этого Василий Дрозденко со своим отрядом направился в сторону Брацлава, разгромив встретившуюся ему на пути польскую хоругвь. Узнав о действиях непутёвого полковника, Ежи Володыёвский бросился в погоню. Когда козаки Дрозденко расположилась на отдых под Перекоринцами, он напал на них ночью и разгромил отряд. Полковнику Дрозденко удалось бежать к гетману Петру Дорошенко, который, правда, казнил его годом позже.

Он же уничтожил лютого грабителя Карпана, скормивши его тело диким зверям в поле. Доставалось от Володыёвского и его людей и разбойникам и козацким ватагам.

В это же время значительно улучшается материальное состояние нашего героя — в основном благодаря удачной женитьбе. В 1660 году, после смерти отца, Ежи Володыёвский осел в Панивцах, большая часть которых принадлежала мечнику подольскому Валенту Езёрковскому. Здесь Ежи познакомился с дочерью мечника Кристиной, на которой и женился в 1662 году. Перед свадьбой отец Кристины скончался, оставив дочери немалое наследство.

Карьерному росту Ежи Володыёвского способствовали родственные связи сестры. Еще в 1656 году Анна вышла замуж за стольника летичевского Станислава Маковецкого, имевшего широкие связи в среде подольской шляхты и магнатов.

В апреле 1667 года Ежи Володыёвский становится ротмистром, получив «лист пшиповедный» на хоругвь венгерской пехоты, которая была приписана к гарнизону Каменец-Подольского. В следующем году он получает титул стольника перемышльского.

В начале 1670-х годов польско-османские отношения ухудшились. Перед Речью Посполитой замаячила перспектива новой войны. Усилились набеги крымских татар и живших на пограничных территориях «опришков». Поляки начали всячески укреплять свои границы с Османской империей и Крымом, размещая на них опорные военные пункты с гарнизонами. Командование одним из таких гарнизонов в Хребтиеве, в 70 км. от Каменца, осенью 1671 года получил Ежи Володыёвский.

Вид на Днестр с мыса в окрестностях с. Хребтиев
Вид на Днестр с мыса в окрестностях с. Хребтиев, автор фото: kobitar

Теперь пан Ежи именовался уже «паном полковником». За 10 месяцев своего командования Володыёвский добился приличных результатов. По словам историка Е. Сицинского, он

«своей энергичной деятельностью создал хорошую военную базу, установив здесь безопасное убежище для тех, кто переезжал из Польши на Восток в Турцию и в другие страны; даже каменецкие купцы, переезжая в Царьград, ехали не через Хотин, как раньше, а из Хребтиева, ибо эта дорога была безопасна».

Польский исследователь Марек Вагнер считает, что главной задачей Ежи Володыёвского был сбор разведывательной информации о ситуации в Молдавии и даже допускает, что полковник был связан с группой польских офицеров, готовивших антиосманское восстание.

Летом 1672 года, когда началось вторжение османов на подольские земли, Ежи Володыёвский со своим отрядом оставил Хребтиев и отправился в Каменец на усиление гарнизона города. Укрепления Каменца находились в плачевном состоянии, поскольку на всех предвоенных сеймах шляхта и магнаты больше занимались политическими интригами, чем вопросами обороноспособности.

Всадники козацкой (панцерной) хоругви. Современная реконструкция. Именно так выглядела польская кавалерия каменецкого гарнизона в 1672 году
Всадники козацкой (панцерной) хоругви. Современная реконструкция. Именно так выглядела польская кавалерия каменецкого гарнизона в 1672 году

Янычары. Современная реконструкция
Янычары. Современная реконструкция

В июле-августе 1672 года полковник Володыёвский принимал активное участие в первых стычках с османами и татарами, которые происходили в районе Жванца, а также занимался поиском «языков».

Володыёвский принимал непосредственное участие в бою под Княгинином, когда захватили в плен Булюк-пашу.

12 августа первые османские отряды — кавалерия Ибрагим-паши, бейлербея (наместника в мусульманских провинциях) Буды — подошли к Каменцу, но были встречены артиллерийским огнём и вылазкой польской конницы, возглавленной паном Володыёвским. После многочасового боя османы вынуждены были отступить.

В тот же день османы разбили лагерь под Каменцем и стали окружать город.

18 августа османы, имевшие много опытных пушкарей — французов, немцев, венгров и болгар — начали обстреливать крепость. Под прикрытием пушечного огня османские специалисты вели подкопы под валы Нового замка. Обстрел усилился после прибытия под стены города султана Мехмеда IV и великого визиря Фазыла Ахмед-паши Кёпрюлю.

Защитники пытались совершать вылазки, но безрезультатно: 23 августа отряд Володыёвского не смог даже приблизится к противнику — такова была сила огня янычар. «...гранаты падали перед ними и за ними...» — пишет очевидец событий.

Противник не ограничился ведением артиллерийского обстрела Каменца. Османские инженеры заложили мины под стены Нового замка, используя его как удобный плацдарм для штурма Старого замка.

Существует версия, что каменный столб, державший перекрытия верхнего орудийного яруса Новой западной башни, был разрушен ядрами 25 августа, и защитники были вынуждены покинуть башню. Из-за неудачного расположения башни во рву возле её подножия образовывались мёртвые зоны, где османы заложили взрывчатку, которая разрушила лицевую часть каменной стены. В созданный пролом ночью ринулись янычары.

Уставшие от дневного боя польские часовые заснули на посту и вовремя не предупредили о штурме. Оставшиеся в живых после подрыва солдаты, решив что всё пропало, в панике бросились бежать. В этот момент Володыёвский, подняв оглушенных взрывом двух воинов, которые едва держались на ногах, встал с ними на защиту пролома. Мушкетным огнем и холодным оружием ему удалось задержать янычар, пока командовавший обороной Потоцкий не остановил бегущих солдат и не уговорил их вернуться на позиции. Отбив неприятеля, пролом наскоро забросали обломками.

Но несмотря на временный успех, город был обречен.

Ввиду безнадежности положения, командование обороной решило сдать крепость и город. Это было тяжелым решением, но ничего иного в сложившихся обстоятельствах не оставалось: если бы турки взяли город штурмом — никого из жителей бы не пощадили.

26 августа 1672 года защитники подняли белый флаг. Каменец-Подольский капитулировал.

Вечером 26 августа 1672 года, когда переговоры с османами уже были завершены, и делегация парламентариев возвращалась в замок, в нем прогремел чудовищной силы взрыв, что привело к непроизвольным выстрелам орудий, расположенных на стенах замка. Сила взрыва была такова, что под руинами четырёхъярусной башни и прилегающей к ней части Восточного каземата погибло, по разным свидетельствам, от 600 до 800 защитников крепости. Впрочем, современные исследователи считают это преувеличением, оценивая количество убитых и раненых в несколько сот человек. Что тоже немало.

Утверждают, что взорвалось около 200 бочек пороха в пороховом складе, находившемся в подземельях замка.

Широко распространены две версии взрыва. Согласно первой, отчаявшийся начальник артиллерии Каменца майор Геклинг самолично взорвал себя и склад. Вторая версия объясняет случившееся разгильдяйством.

Сами очевидцы происшедшего заявляли, что не знают истинной причины взрыва. Вряд ли это была диверсия: крепость была все еще полна польскими войсками, которые от нее очень пострадали. Говорят что османы подозревали подвох, угрожая разорвать договор, но увидев число жертв из гарнизона, убедились, что это был несчастный случай.

Скорее всего, во время поспешной подготовки к тому, чтобы покинуть замок, в районе пороховых погребов вспыхнул пожар, который вскоре и привел к взрыву. Эту гипотезу подтверждает и свидетельство очевидца пана Маковецкого, – мужа сестры Володыёвского.

Он сообщает, что перед взрывом Володыёвский успел верхом на коне выбраться на вал Нового замка – он, по-видимому, пытался спастись от катастрофы, но не смог: картечь, разлетевшаяся во время взрыва, снесла ему всю заднюю часть черепа – однако странным образом сохранилось лицо.

Так погиб прославленный рыцарь, мужественный защитник пограничья и Каменца Ежи Володыёвский.

Summary
Золотая карета, или османы в Каменец-Подольском
Article Name
Золотая карета, или османы в Каменец-Подольском
Description
Несмотря на сравнительно короткую оккупацию Каменец-Подольского войсками Османской империи, этот исторический отрезок времени оказал серьёзное влияние на все стороны жизни города и его жителей. А легенды о золотой карете (или даже о двух золотых каретах) до сих пор волнуют искателей сокровищ
Author
Publisher Name
Блог Давида Ройзена
Publisher Logo

Страница: 1 2 3 4 5 6
Хотите получать статьи этого блога на почту?
Новые статьи блога
Комментариев нет

Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: