7 февраля 5:28
Автор: Из открытых источников Рубрика: История Комментариев нет

Золотая карета, или османы в Каменец-Подольском

Полковник был похоронен в подвале Францисканского монастыря. Отпевал его родной дядя Шимон, бывший на тот момент приором монастыря. На похоронах присутствовали мать Ежи Володыёвского, его сестра Анна со своим мужем Станиславом Маковецким, а также бывшие подчинённые, в том числе и многие офицеры из гарнизона Хребтиева.

Каменец-Подольский. Францисканский монастырь. 2014 год
Каменец-Подольский. Францисканский монастырь. 2014 год. Источник

Позднее Маковецкий составил реляцию об обороне Каменца, прославляющую Ежи Володыёвского. Именно он впервые сравнил погибшего полковника с троянским Гектором.

Сцена из книги XXIV, Гомер. Илиада: Возвращение в Трою тела Гектора. Римское искусство. Рельеф из саркофага (фрагмент), мрамор. Около 180–200 н.э. Лувр. Франция
Сцена из книги XXIV, Гомер. Илиада: Возвращение в Трою тела Гектора. Римское искусство. Рельеф из саркофага (фрагмент), мрамор. Около 180–200 н.э. Лувр. Франция

Бессмертие Ежи Володыёвский обрёл на страницах трилогии Генрика Сенкевича. А в 1969 году на экраны мира вышел фильм Ежи Гоффмана, прибавивший славы пану Володыёвскому.

Османы в городе. Kamaniçe Eyalet

Каменец. Графика, медерит. 1687 год
Каменец. Графика, медерит. 1687 год

30 августа 1672 года началась эвакуация населения из города. Османы позволили желающим выехать с определённым количеством имущества, обеспечив около 300 возов в сопровождении 3000 солдат для 1500 жителей, которые оставляли Каменец. Преимущественно это были поляки.

Вторая волна эвакуации состоялась после подписания 18 октября 1672 года Бучачского трактата, согласно которому Подольское воеводство Речи Посполитой передавалось османам и становилось Каменецким эялетом, провинцией Османской империи.

Польская шляхта по желанию могла выехать с семьями и челядью на протяжении двух месяцев. Шляхте, которая желала остаться, османы гарантировали владение имуществом при условии оплаты налогов. Большая часть поляков оставила Каменец.

Значительную часть населения города составляли армяне. О их судьбе подробнее чуть ниже.

Первым въехал в город Янычар-ага и взял управление городом в свои руки, потом привели несколько тысяч янычар для несения гарнизонной службы.

3 сентября 1672 года султан Мехмед IV торжественно въехал в Каменец. Османы вошли через Русские ворота, тогда, как татары — через Польские ворота.

Султан, в зеленом праздничном наряде, ехал верхом в сопровождении визиря и близких лиц. Проехав Армянский и Польский рынки, направил коня к мечети, устроенной в Кафедральном костеле. Здесь он спешился, и с флагом, на котором была начертана дата взятия Каменца, вошел в святыню.

Во вновь созданной мечети было отправлено пятничное богослужение, и в первый раз в Каменце вместо обычной переклички колоколов прозвучал голос муэдзина ( проповедника).

Султан, имевший прозвище Авджи́ (Охотник) еще некоторое время пробыл вблизи Каменца, охотясь на полях около Жванца, и только в середине сентября отправился во Львов, где в то время османские войска взяли город в осаду.

Был создан Каменецкий эялет — провинция под властью губернатора — бейлербея (паши), который назначался султаном. Первым Подольским бейлербеем стал Галиль-паша из Очакова. Он пробыл в этой должности восемь лет. Дольше всех из девяти бейлербеев служил на этом посту последний — Кахраман-паша.

Общая численность населения Каменецкого эялета составляла от 20 до 38 тысяч человек.

В самом городе несколько церквей было превращено в мечети, однако массовой исламизации не проводилось, хотя и осуществлялся набор воинов из местного населения в султанские войска.

До наших дней сохранился пристроенный к Кафедральному костелу минарет.

Турецкий минарет. Почтовая открытка. 1912 год. Художник A.Bodnarsky
Каменец-Подольский. Турецкий минарет. Почтовая открытка. 1912 год. Художник A.Bodnarsky
Турецкий минарет. Фото Д. Ройзена. 2012 год
Каменец-Подольский. Турецкий минарет. Фото Д. Ройзена. 2012 год

В замке был расквартирован 6-ти тысячный гарнизон.

Захватив Каменец, османская администрация начала устанавливать в городе свой порядок. Галиль-паша, перед въездом султана в Каменец, приказал собрать все сокровища, как церковные, так и общественные; кроме того, потребовал выдачи всех документов: описаний, дарственных надписей, привилегий и тому подобное. Османы с чрезвычайной педантичностью изымали различные документы, которые ценились ими очень высоко.

Наиболее важные, с его точки зрения, документы паша сразу отправил в Константинополь. Остальные документы, для перевозки которых через море нужны были значительные расходы, опечатал и приставил к ним стражу.

В 1687 году, когда Ян Собеский неудачно штурмовал город, крыши зданий, в которых хранились польские бумаги, постоянно поливались водой. И в результате, после возвращения Каменца Речи Посполитой поляки застали в порядке лишь архив с общественными бумагами.

В 1672-73 гг. и 1681-82 гг. в Каменецком эялете были проведены налоговые переписи, в 1682 году — закончена земельная реформа и внедрена военно-ленная тимарная система (тимар — поместье с доходом в 3-10 тыс. акче, которое предоставлялось воинам-спахиям для несения ими военной службы).

В эялет были поселены около 600 спахиев. Среди властителей тимар были выходцы из Северного Причерноморья, Балкан, Малой Азии, а также небольшое количество местных жителей.

В 1672-73 гг. была проведена перепись недвижимости и промышленных объектов.

Было основано три благотворительных заведения (вакфа), а также две школы и медресе.

Османы, захватив город, не смогли колонизировать захваченную территорию. Трудно было новой власти переселять османов с берегов Босфора на подольские земли. Однако османы хотели удержаться на Подолье, поэтому энергично стали искать желающих, которые согласились бы за определенные вольности перейти в подданые султана. О польском населении не было и речи, поскольку поляки сразу же переселились во внутренние польские воеводства.

Украинцы были благосклонны к Дорошенко и слишком мечтали о свободе, чтобы подчиниться власти пришельцев. Поэтому они, не покидая Подолья, переселились подальше от османских властей в степи и леса.

Населенными в это время были только города Каменец, Могилев-Подольский, Меджибож, Ягельница, Рашков и Шаргород. Население этих городов состояло в основном из армянских переселенцев.

Каменецкие армяне сильно удивились, когда Галиль-паша позвал их к себе и заявил, что султан гарантирует им благосклонность и безопасность, позволяет заниматься торговлей и обещает не касаться тех привилегий, которые получили они от польского правительства. Османы, говорил губернатор, воюют только с Польшей, поэтому деятельность польского вийта прекращена, а магистраты армянский и руский будут без изменений проводить свою работу в Каменце.

Просьба разрешить армянам свободно совершать богослужения была ограничена условием снять колокола с храмов. Мотивировалось это тем, что правоверные не могут переносить звона, поскольку он, по их верованиям, пугает и разгоняет души умерших мусульман, летающих в воздухе над своими братьями.

Запрет пользоваться колоколами при богослужении насторожил армян. Армяне разделялись на два лагеря: большинство, которое недавно приняло унию, обнаружило фанатичность и не согласилось на турецкие требования. Меньшая часть, которая унию не приняла, согласилась на отказ от пользования колоколами при богослужении, чтобы получить от османов гражданство. Эта часть армян, которая осталась верной своим верованиям, и вынесла на себе всю тяжесть османской неволи.

Наступила осень 1673 года, цены на хлеб и топливо в Каменце начали резко расти. Не хватало помещений для огромного гарнизона — по сто человек теснились в одном домике. Вся главная площадь города была завалена амуницией, во дворах мирных жителей были установлены орудия.

Присланные в Каменец османским правительством французские инженеры бесцеремонно распоряжались в городе.

В таких условиях османы стали посягать на собственность армян, на их привилегии, имущество, дома. Армяне обратились к Галиль-паше, но тот был занят укреплением крепости.

Османы обвинили армян в связях с Речью Посполитой, за что их, армян, изгнали из деревянных домов, а опустевшее жильё разобрали на дрова в суровый январь 1674 года. У армян оставалась привилегия — торговать различными напитками, в последствии и это им было запрещено из-за того, что два янычара, напившись, убили друг друга кинжалами.

Османы продолжали наступление на армянские вольности. При армянской церкви жили монахини. Галиль-паша запретил им появляться на улицах города, а через некоторое время приказал армянскому священнику Матарию распустить монастырь, поскольку христианство запрещает содержать гарем, но если священник примет мусульманство, за ним будет признано такое право.

На возражения священника, что монахини — не его женщины, паша не обратил внимания. Монахини приняли решение покинуть город. За 1500 левов Галиль-паша дал охрану и несколько десятков верблюдов, которые с трудом переносили подольский климат, и караван из 600 человек отправился на юг.

Евреи, где бы они не жили, лояльно относились к власть предержащим. В 1672 году отряд солдат-евреев в составе 40 человек участвовал в обороне Каменца. Несмотря на это, султан Мехмед IV во время своего владычества предоставил евреям различные привилегии и дал свободу в выборе места жительства. Поэтому численность еврейского населения города увеличилась.

В 1674 году османская власть переселила на Балканы часть армян и евреев.

В 1688 году монахи Тринитарского ордена прибыли в Каменец для выкупа пленных армян, русских и поляков. Цены выставлялись немалые. Больше всего ценились молодые женщины — за них требовали 1000 злотых, за мужчин просили 800 злотых, за стариков — 300 злотых, пожилых женщин продавали за 200 злотых.

Монахи имели всего 4000 злотых, поэтому им едва хватило на выкуп восьми пленных.

Если крепость содержалась в надлежащем состоянии, то сам город представлял жалкое зрелище. На Польском рынке располагался караван-сарай. Улицы не мостились. Во Францисканском монастыре и церкви Св. Екатерины был устроен склад военного имущества. Огромный монастырь иезуитов превратили в конюшню, где содержалось около 20 верблюдов и несколько лошадей.

Османы отстроили мечеть у Польских ворот и повыше — бастион.

Между возведенным османами бастионом и руинами Францисканского монастыря, стояло несколько зданий, ограниченных деревянной стеной. Здесь паша принимал подчиненных и рассматривал важнейшие дела.

Крепостью и частично городом опекался комендант, под властью которого было три младших паши.

Усадьба коменданта крепости, дом бейлербея (наместника) и тюрьма гарема
Усадьба коменданта крепости, дом бейлербея (наместника) и тюрьма гарема.
Художник Казимеж Мирецкий.

Почтовая открытка. Типография М. Грейма

Всё это великолепие располагалось на Госпитальной улице. Дом бейлербея (наместника) и тюрьма гарема не сохранились.

В наше время на месте усадьбы можно увидеть фрагмент подпорной стены и заросшие бурьяном остатки фундаментов сооружений.

Более подробно здесь
Дом бейлербея (наместника). Начало XX века
Дом бейлербея (наместника). Начало XX века.
Фото из книги Prusiewicz A. M. «Kamieniec-Podolski: szkic historyko-topograficzny». 1915

Во главе турецкого духовенства стоял муфтий, который вместе с комендантом составляли совет. На краю Армянской площади стоял каменный дом, в подвале которого находилась казна. В Ратуше заседал кади (судья).

Городские улицы, на которых раньше кипела торговая жизнь, представляли собой унылую картину. Иногда только появлялись фигуры разбойников, чаушей (служителей) и пленных, которых вели на допрос по разным делам.

К 1683 году большая часть территории Каменецкого эялета была уже занята войсками Речи Посполитой и османская власть распространялась только на сам Каменец и небольшой район вокруг него. Происходили постоянные локальные столкновения между османами и подразделениями польской армии и украинского козачества.

Несмотря на то, что османский период в истории Каменца оказался непродолжительным, здесь сохранилось немало сооружений культурного и военного значения, построенных османами, и сегодня вызывающих немалый научный и культурный интерес.

Summary
Золотая карета, или османы в Каменец-Подольском
Article Name
Золотая карета, или османы в Каменец-Подольском
Description
Несмотря на сравнительно короткую оккупацию Каменец-Подольского войсками Османской империи, этот исторический отрезок времени оказал серьёзное влияние на все стороны жизни города и его жителей. А легенды о золотой карете (или даже о двух золотых каретах) до сих пор волнуют искателей сокровищ
Author
Publisher Name
Блог Давида Ройзена
Publisher Logo

Страница: 1 2 3 4 5
Хотите получать статьи этого блога на почту?
Новые статьи блога
Комментариев нет

Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: