Дарю сердечно, люби и помни вечно!
Конец сороковых, начало пятидесятых прошлого века. Постепенно налаживается мирная жизнь. Самое необходимое все еще в дефиците. Работы для всех не хватает. Но очень хочется жить красиво, дружить крепко, а любить так, чтобы на всю оставшуюся жизнь. Но не хватает нужных слов, да и как выразишь чувства без филологического образования.
И вот эти чаяния неожиданным образом приобрели вполне материальное воплощение. Это были кустарным образом напечатанные целыми сериями фотографические карточки. Примитивные по теперешним меркам композиции и тексты пользовались колоссальной популярностью, как доступный способ выражения переполнявших тебя чувств и эмоций.
Они же выполняли роль нынешних SMS: поздравления с праздниками, днями рождения, свадьбами, и просто весточка любимому или любимой: мол, жду и помню. Ну, и конечно отправляли их служивым в армию. А те отвечали. Да еще как заковыристо! Но это вообще отдельная тема. Мне показалось любопытным следующее воспоминание, что называется: в тему, из livejournal пользователя kristall_rose:
Когда-то, давным-давно, лет в семь или восемь, я собирала календарики и открытки, и среди всех этих сокровищ была одна открытка, но не совсем обычная... Я даже думала, что это просто фотография каких-нибудь дальних родственников.
На ней двое конфетно-букетных влюбленных держались за руки, а вокруг была гирлянда из ядовито-розовых цветов и воркующие белые голубки. Красота? Нет, не просто красота, а красотища!!! Ужасающая по своей безвкусице и трогательности одновременно, скажу я вам!
Эти самодельные открытки составляют достойную компанию коврикам с лебедями и фарфоровым слоникам, и очень точно отображают то время, в которое были созданы. Они появились после войны, когда настоящих полиграфических открыток было мало, и они были дороги. А так хотелось прекрасного! Только где его взять?
А тут все просто: берем дореволюционную или немецкую открытку, переснимаем, добавляем нужную надпись — лучше в стихах (которые тут же и сочиняем, или берем из девичьих песенников), раскрашиваем анилиновыми красителями и множим фотоспособом. В более сложных случаях составляем коллаж из различных фрагментов...
В нашем городе самиздатовские открытки распространяли глухонемые и ромы. По-видимому, именно этим группам населения в большей степени была присуща сентиментальность:). Продавали их в поездах, автобусах, на рынке и просто на улице. Подторговывали самиздатом и профессиональные фотографы. Но это на свой страх и риск: монополия на распространение была не у них. Позже и государство оценило потребность масс в задушевности, и стало выпускать фотокарточки известных артистов, в основном, артистов кино.
Я собрал в небольшой альбом самиздатовские открытки разной тематики, и если Вам интересно — полистайте его. Одна из открыток (под номером 48) — пасхальная, но о Пасхе на ней ни слова. Религия хоть и не была в те годы запрещена, но религиозность категорически не приветствовалась. Если выяснялось, что посещаешь церковь, костел, мечеть..., то запросто могли выгнать из партии или из комсомола.
Наивная и в чём-то притягательная, с моей точки зрения, частичка жизни: примерно 1946 — 1959 годы. И имейте в виду, что это было время коммуналок, общих кухонь, примусов, керосинок и керогазов, и общих туалетов (как правило, во дворе). А наличие костюма или крепдешинового платья считалось большим жизненным успехом. В те годы срочники служили три года, а на флоте и все четыре.
Для просмотра в мобильном телефоне поверните экран в горизонтальное положение
Добавить комментарий