25 января 1:59
Автор: Д. Ройзен Рубрика: Искусство-народу Комментариев нет

В тревоге мирской суеты. Изабелла Юрьева

1.

Москва в январе 1991 года выглядела удручающе. Студеный ветер носил по проспектам бумажки, пластиковые пакеты и прочий мусор. Люди озлоблены и редко улыбаются. Их угрюмый вид передавался одежде. Независимо от цвета и фактуры в облачении преобладал блеклый серый оттенок.

На улицах малолюдно. В магазинах пусто. Длинные очереди за хлебом. Очереди в несколько кварталов за спиртным. Разговор в очередях на повышенных тонах. Иногда с мордобоем.

Все ругают всех.

В ЦУМ'е хоть шаром покати. Не в переносном, а в буквальном смысле слова. Ни прилавков, ни продавцов, ни товаров. Только несколько кооператоров с гипсовыми копилками и зверушками.

На торце какого-то здания огромная реклама кинофильма «Чернов».

В книжных магазинах появились книги, о которых в прежние времена и не мечталось. Не покупают.

Тускло и далеко не везде горят фонари вечерней порой.

Театры открыты, но зрителей мало. Не составляет труда приобрести в кассе билеты перед самым началом спектакля.

В Театре юного зрителя, что в Мамоновском переулке, в этот вечер не играли нашумевший спектакль «Собачье сердце», который я хотел посмотреть.

В афише была заявлена шоу-пародия «Good-Bye, America!!!».

Билет я взял за два часа до начала в кассе и без проблем. Меня удивило отсутствие очереди. Позже выяснилось, что спектакль был благотворительный и по приглашениям. А распродавались свободные места, которых было немного. Так что мне повезло. Сидение было в партере, в хорошем ряду.

2.

В зрительный зал я вошел вместе с третьим звонком. Медленно гас свет. Я протиснулся мимо двух женщин на свое третье место, попутно обратив внимание на оформление сцены и на зажженную в левом углу сцены свечу, обрамленную живыми цветами.

Памятную свечу.

Этой ночью в столкновениях в Вильнюсе (произошедших менее чем через год после провозглашения выхода Литвы из состава СССР между сторонниками восстановления независимости Литвы и военнослужащими Вооруженных сил СССР и деятелями Комитета национального спасения Литовской ССР) погибли 16 человек и более 700 человек были ранены.

Так уж случилось, что в этом зале и в этот день связались воедино угасание Советского Союза, поддержка защитников телецентра в Вильнюсе, соболезнование семьям погибших; Кама Гинкас, литовец по национальности, его друзья и коллеги из мира искусств (и не только) и искрометный, в чем-то даже озорной спектакль с глубокой мыслью о том, что пора попрощаться с иллюзией, если хотите — с Матрицей, нашего «социализма с человеческим лицом».

Именно на этом посыле основана сценография спектакля. Вот как описывает гениальный художник Сергей Бархин возникновение замысла оформления сцены:

«Ну вот, представьте себе сцену…» — я развожу руками, показывая ее пол, и в эту секунду отчетливо вижу как бы сверху, с балкона, планшет, поблескивающий от одной контровой лампы, закиданный множеством ношеных, стоптанных ботинок, туфель, сапог… Подробнее передаю словами возникшее видение. Потом говорю:«Стены…» — и провожу ладонями снизу вверх, как бы рисуя ящик сцены, и вижу тысячи ватников, бушлатов, штанов и шинелей, висящих на гвоздях. Наконец быстро заканчиваю: «Потолок…» — и вижу его сплошь увешанным шапками-ушанками. Пол, стены, потолок — обувь, одежда и головной убор сцены. «Одежда сцены»… Сцена экипирована под заключенного. Весь мир наш — лагерь — одет в ватник зека. А что внутри этого ящика-лагеря происходит, все неправда. Режиссеры ошеломлены. Я — еще больше. Потому что у меня впервые видение возникло — от сложения слов, сказанных еще «до» видения, а не как обычно, наоборот, когда пытаешься передать словами видение уже существующее. Мы мгновенно, как гроссмейстеры, вчерне пробегаем всю партию спектакля вперед и назад. Уложится ли? Более подвижный Гинкас: «Это гениально». У Геты сомнения. И еще месяц эти сомнения будут мучить ее. И только за месяц до выпуска мы решаемся… Уж как Лапидус достал 600 пар тюремной обуви, 600 ватных курток и штанов и 600 лагерных ушанок, и в тот момент, возможно, необходимых властям, я не знаю. Трудно, но во всяком случае легче, чем несколько досок — обычно. Все было мигом и точно сделано. Быстро добрались костюмы, в углу поставили красный рояль,— и успех. Я получаю в подарок от Лапидуса совершенно дефицитный раритетный полосатый костюм с шапочкой — советского смертника.

Источник

Примечание. Гета и Кама — режиссеры Генриетта Яновская и Кама Гинкас. Кто такой Лапидус пока не ясно.

Это один из немногих спектаклей, которые я смотрел, что называется, на одном дыхании. Смех, овации, слезы сопровождали все два часа действия.

3.

В перерыве огляделся. Как там у Маршака:

Номер направо снимает китаец,
Номер налево снимает малаец,
В номер над вами въезжает индус,
В номер под вами приехал зулус...

Так вот. В сидевшем впереди меня молодом человеке я узнал Андрея Макаревича, а в зале периодически попадались на глаза другие известные люди.

Макаревича сразу же со всех сторон окружили почитательницы с целью что-то сказать, передать цветы или взять автограф.

Каюсь, я тоже поддался общему возбуждению и получил на программке милую закорючку от Андрея Вадимовича.

Программка. Лицевая сторона
Программка. Лицевая сторона
Автограф А. В. Макаревича
Автограф А. В. Макаревича
Программка. Оборотная сторона
Программка. Оборот

Сидевшая рядом женщина обратилась ко мне:

— Знаете, жизнь так быстротечна и изменчива. Вы, вероятно, не обратили внимание на мою подругу (пожилая дама, подруга женщины, в это время отсутствовала). А ведь каких-нибудь тридцать пять лет тому её голос звучал из каждого окна, на концертах аншлаги, сцену в три ряда укрывали живые цветы и лучшие из лучших стремились к знакомству с ней. А теперь она забыта, одинока и в этом зале сложно будет найти человека, который назвал бы ее имя: Изабелла Юрьева.

Так я впервые услышал о королеве русского романса времен Советского Союза и патефона.

Изабелла Юрьева. Фото начала 90-х прошлого века
Изабелла Юрьева. Фото начала 90-х прошлого века

Вынужден признаться, что я не пытался расспрашивать о певице и не сообразил взять у нее автограф (что, несомненно, было бы Изабелле Даниловне приятно).

В то время не было интернета и поэтому как пела Изабелла Юрьева и что исполняла отыскать было сложно. Да я и не пытался.

4.

Прошло тридцать лет, и я совершенно случайно обнаружил миниатюру А. Ангулянского «Только раз бывает в жизни встреча». Замечу сразу: сама Изабелла Даниловна никогда ни о чем подобном не упоминала.

Однако я вспомнил встречу в театре и отыскал записи Юрьевой. Услышанное было откровением. Своеобразная манера исполнения, удивительный голос, каждый романс исполнен чувств и переживаний.

Юрьева пела о вечном и неизменном, что всегда будет волновать: о дружбе, о любви, о счастье, о верности. Репертуар подобран тщательно и со вкусом. И еще оказалось, что это она, Изабелла Юрьева, исполнила впервые песенку Б. Фомина и П. Германа «Саша», и это она, еще до Лидии Руслановой и Клавдии Шульженко, спела «Валенки» и «Синий платочек».

Да что всё слова да слова.

Послушайте.


Приложение.

ИЗАБЕЛЛА ЮРЬЕВА: РОМАН С РОМАНСОМ

...Откуда что берется.

Миф об Изабелле Юрьевой начинается с самого рождения Беллочки Лейвиковой. По семейному преданию, в этот день в ростовской музыкальной мастерской лопнула фортепианная струна.

Тревожный дрожащий звук долго держался в воздухе.

Как у всех российских граждан, появившихся на свет до революции, у Юрьевой двойная дата рождения — по старому и новому стилям, 25 августа и 7 сентября.

Но у Изабеллы Даниловны путаница вышла и с годами. Большую часть жизни она уверяла, что родилась в 1902-м. И только ближе к своему столетию призналась, что давным-давно убавила себе три годочка и на самом деле отсчет земного времени ей надо вести с 1899-го.

Секрет оказался на удивление прост: в 1932 году в СССР была введена паспортная система. Многие женщины немедленно воспользовались случаем, чтобы резко омолодиться, хотя бы по документам. Стать всего на три года моложе — не такое уж преступление перед вечностью.

Итак, струна лопнула, предвещая необыкновенную музыкальную судьбу последнему ребенку Даниила Григорьевича и Софьи Исааковны Лейвиковых.

Отец был мастером по театральным шляпам, а мать — постижером ростовского театра. Проще говоря, специалистом по изготовлению накладных бород, усов и париков.

Семья Лейвиковых. Ростов. Начало XX века. Белла вторая слева
Семья Лейвиковых. Ростов. Начало XX века. Белла вторая слева

При этом в семье пели все девочки, мать и отец.

Потом биографы Юрьевой скажут, что особенный низкий тембр ее голоса с неподражаемыми гортанными интонациями чуть ли не перешел ей по наследству от строгого родителя. А красоту и мягкость линий она взяла от матери. Однако проверить, что откуда берется, вряд ли под силу даже самым дотошным исследователям.

12-летняя Беллочка днем заливалась, как соловей, в своем дворике на Никольской, оглашая ангельскими трелями участок улицы между Крепостным и Нахичеванским. А по вечерам тайком бегала со своей подружкой — сестрой соседа-скрипача Цимбалиста — к кафешантану «Палермо». Благо это злачное место располагалось на той же улице, в двух шагах от дома.
— Задняя сторона кабаре выходила на нашу улицу, — вспоминала много лет спустя Изабелла Юрьева.
— Мы просверлили дырочку в заборе и слушали Екатерину Юровскую (прославленную исполнительницу старинных романсов). Ее пение очень меня захватило.

Между тем, жизнь продолжала подбрасывать знаки и предсказания.
Однажды Беллу остановила на улице цыганка и напророчила:
— Сама цыганкой станешь. Монисто золотое, бриллиантовые кольца наденешь, королевой назовут, на трон посадят. Жених по жизни на руках понесет.

Белле исполнилось шестнадцать, и родители совершенно потеряли надежду устроить союз упрямой дочери с Эскулапом — несмотря на причастность к миру лицедейства, Даниил и Софья мечтали о карьере врача для своей младшенькой, в глубине души презирая всякое актерство и фиглярничание.

Родители даже особенно не сопротивлялись, когда скрипач симфонического оркестра Цимбалист организовал ее первое публичное выступление в ростовском городском саду.

Изабелла спела три народные песни — «По старой Калужской дороге», «Помню, я молодушкой была», «Над полями, да над чистыми». Собственный успех ошеломил ее. Позже, сто раз пересказывая разным журналистам и музыковедам историю своего дебюта, Изабелла Даниловна неизменно упоминала злодея-комара, предательски залетевшего ей в открытый рот в то время, как она «брала дыхание».
Едва не задохнувшись, Белла героически продолжила выступление. Публика великодушно простила даровитой дебютантке маленькую заминку, зато все грядущие интервью Юрьевой «о времени и о себе» обогатились интересной и запоминающейся деталью.

Непохожая на других

Воодушевленная первыми аплодисментами, 17-летняя Белла в сопровождении матери поехала в Петербург, на прослушивание к профессору консерватории. Старшая сестра Анна к тому времени уже училась там по классу фортепиано.

Профессор голос одобрил, сказав, что он поставлен от природы.

Следующим «оценщиком» стал Алексей Таскин — концертмейстер «чайки русского романса» Анастасии Вяльцевой и великого русского баса Федора Шаляпина. Федор Иванович называл своего аккомпаниатора с ласковой фамильярностью — Алексис.

Послушав юную провинциалку, Алексис пришел в совершеннейший восторг. Он заявил, что она создана для эстрады и ей ни в коем случае не надо ничему учиться: это убьет ее индивидуальность. Требуется только отрепетировать несколько песен и без промедления начать концертную деятельность. При этом на недоуменный вопрос старшей сестры, сможет ли младшая зарабатывать этим на хлеб, Таскин чуть ли не закричал: «С маслом!». И оказался прав.

Белла, надо сказать, совету мэтра последовала со всей буквальностью. До конца жизни она так и не выучила нотной грамоты. Ее выручали абсолютный слух и совершенная музыкальная память.

В 18 лет она вышла на свою первую профессиональную сцену. Это было в московском кинотеатре «Колизей», и аккомпанировал начинающей певице известный пианист Артур Полонский, автор ее будущего шлягера «Цветущий май». Именно тогда Белла Лейвикова навсегда превратилась в Изабеллу Юрьеву...

Изабелла Юрьева
Изабелла Юрьева

...Афиши начала 20-х годов презентовали : «Сверх программы! Монопольно! Многообещающая исполнительница цыганских романсов Изабелла Юрьева. У рояля — Алексей Таскин». Тандем оказался долгим и плодотворным. 

Summary
В тревоге мирской суеты. Изабелла Юрьева
Article Name
В тревоге мирской суеты. Изабелла Юрьева
Description
Услышанное было откровением. Своеобразная манера исполнения, удивительный голос, каждый романс исполнен чувств и переживаний. Юрьева пела о вечном и неизменном, что всегда будет волновать: о дружбе, о любви, о счастье, о верности. Репертуар подобран тщательно и со вкусом. И еще оказалось, что это она, Изабелла Юрьева, исполнила впервые песенку Б. Фомина и П. Германа "Саша", и это она, еще до Лидии Руслановой и Клавдии Шульженко, спела "Валенки" и "Синий платочек".
Author
Publisher Name
Блог Давида Ройзена
Publisher Logo

Страница: 1 2 3 4
Хотите получать статьи этого блога на почту?
Новые статьи блога
Комментариев нет

Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: