СНИМАЛИСЬ В КАМЕНЕЦ-ПОДОЛЬСКОМ
*Фильмы систематизированы по дате премьеры, которая, как правило, отстоит на один-три года от даты съемок. Исключением являются «Комиссар» А. Аскольдова и «Среди серых камней» К. Муратовой, премьера которых состоялась только в 1988 году.
**Фильм «Помаранчеве небо» действительно снимался и в Каменец-Подольском тоже, но эти кадры в окончательную редакцию не вошли.
Источники информации
- Н. Рибчак «Як у нас фільми знімали», -"Подолянин", 13.09.2013, -с.8.
- http://www.kino-teatr.ru
Еще статьи на тему КИНО:
-
Госкино Украины против «Тараса Бульбы»
- О. Будзей. З бульвару Капуцинів — до Кам'янця-Подільського. // Подолянин. — 2006. — 8 вересня. — с. 6.
- О. Будзей, О. Міркотан. Від «Нового світу» до ... нових надій. // Подолянин. — 2006. — 15 вересня. — с. 7
-
Кинотеатры в Каменце в начале 20 века
-
Кинотеатры в Каменце. 20 век
-
Жители Каменца на старых фотографиях. Встреча 1947 года
-
Кинотеатр имени Войкова в 1950-60-е годы
«КОМИССАРУ» А. АСКОЛЬДОВА ОСЕНЬЮ 2017-го — 50
«Искусство — соль на раны власти.
«Комиссар» весь состоит из этой соли.
В каждом его кадре искусства столько, что кожа слезает».А. Герман, режиссер
(«Новая Газета», 21 июня 2007 г.)
...вновь мысленно возвращаюсь к фильму А. Аскольдова «Комиссар». В который раз понимаю, что фильм настолько глубокий и многоплановый, что ни прошедшие со времени его создания десятилетия, ни многочисленные исследования в ближайшем обозримом будущем не исчерпают эту глубину. По содержанию, языку и форме он вполне современен, а по нравственному потенциалу далеко не исчерпан.
Я даже допускаю, что сами авторы, когда снимали киноленту, не предполагали насколько масштабно то, что они делают. Но их талант и внятное отрицание любых видов насилия и нетерпимости привели к потрясающему результату.
Жаль лишь, что ни история, ни искусство не в состоянии научить мудрости и терпимости.
Вот только та же история, по меткому выражению, хоть и не учит, но жестоко спрашивает за не выученные уроки...
Читать подборку: «Комиссар» А. Аскольдова >>
Читать статью: Александр Аскольдов-режиссер, ставший мифом >>
15 ноября 2016 года в американском издательстве Intellect Ltd, в серии Kinosputnik вышла книга Марата Гринберга «Aleksandr Askoldov: The Commissar».
Марат Гринберг — associate professor русского языка и гуманитарных наук в Reed College (Портленд, штат Орегон), литературовед и киновед, родился в Каменец-Подольском в 1977 году.
Снятый в 1966 году и подготовленный к прокату в 1967 году, фильм в течение двадцати лет не мог выйти на экраны.
«Комиссар», бесспорно, является одним из наиболее важных и убедительных фильмов советской эпохи.
Снятый по мотивам рассказа Василия Гроссмана, он повествует о женщине-комиссаре Красной Армии, которая вынуждена остаться в еврейской семье, вблизи переднего края гражданской войны. так как она ждет ребенка. Фильм обратил на себя гнев цензоров за его откровенное изображение насилия, с которым столкнулась эта семья во время революции и гражданской войны.
Книга поможет первому знакомству с этим выдающимся фильмом. В ней переданы и сюжет фильма, и бурная история его производства и запрета, а также предлагается тщательный анализ художественного видения режиссера Александра Аскольдова.
Она позволит зрителю проследить не только непростую эстетику киноленты, но и личностные кризисы режиссера на пути продвижения «Комиссара» к зрителю.
«Aleksandr Askoldov: The Commissar» с успехом послужит незаменимым спутником по незабываемому кинофильму. Дело за малым: книга издана на английском языке
Судьба фильма «Комиссар» не была исключительной. На так называемой «полке»(фильмы, запрещенные к прокату или выпущенные в ограниченном количестве экземпляров с самой низкой категорией) десятилетиями складировались не только неудачные работы, но и кинопроизведения высочайшего мастерства и с весьма внятной общественной позицией.
При более близком знакомстве с историей советского кино начинаешь понимать, что фильмам на «полке» всё же, в какой-то степени, повезло. Потому что они были сняты.
С конца пятидесятых и до августа 1968 года (до ввода войск стран-участниц Варшавского договора в Чехословакию) в СССР рождался новый кинематограф, прорыв следовал за прорывом — награды в Каннах чередовались с призами Венеции, это была настоящая «золотая эра» нашего кино…
Но внезапно все кончилось, и свобода обернулась несвободой: к концу 1968 года поле нового кинематографа превратилось в грандиозное кладбище неснятых фильмов.
«Осуществись эти замыслы — наше кино могло бы стать не просто лучше того, каким оно стало, но и вообще — другим, получив иную интенсивность, иной ритм развития. И самое важное — несравнимо более широкий диапазон поисков, их разветвленность и разнонаправленность» — так охарактеризовал этот период в истории советского кино киновед Валерий Фомин в своей книге «Кино и власть».
Существует блестящий музыкальный проект группы «Мегаполис» и ее лидера Олега Нестерова под названием «Из жизни планет», который состоит из двойного винилового альбома, музыкального спектакля и сайта. Это музыка к четырем неснятым фильмам, написанная и записанная группой «Мегаполис», повествование об этих четырех фильмах, которые должны были снять талантливые кинематографисты 60-х, сценарии этих фильмов и развернутый рассказ о кинолентах и персонах кино того времени. Упоминается в проекте и Александр Аскольдов, и его «Комиссар». Зайдите на сайт проекта: он мастерски выполнен и там много интересного.
Шестидесятые годы прошлого века были уникальным временем. Перестала работать чудовищная репрессивная машина. Страна, победившая ценой неимоверных усилий и огромных потерь в страшной войне, понемногу приходила в себя. Жить взаправду стало веселей. Это было время Юрия Гагарина, стиляг, расцвета науки и техники. Умами молодежи владели поэты и писатели. Стали печатать Ильфа и Петрова, Бабеля, Солженицына. В обществе практически отсутствовали агрессия, злоба и нетерпимость. Люди разных национальностей вполне уживались между собой. Это было время подъема национальных культур. Люди не искали виноватых. Они учились, работали, влюблялись, танцевали, выпивали, и если дрались, то не за бизнес или политику, а из-за прекрасных дам. Войну обычные люди люто ненавидели во всех ее проявлениях.
Я вовсе не идеализирую то время. Государственную машину не обновили, и она тихой сапой готовилась к реваншу. Людей власть периодически ломала об колено. Но в обществе все-таки преобладала атмосфера солидарности. В чести были физики, геологи и лирики. Существовали настоящие авторитеты. Люди много читали и активно обсуждали прочитанное. Толстые журналы зачитывались до дыр. В том числе журналы «Знание-сила» и «Наука и жизнь». В библиотеках стояли очереди. В кинотеатрах-полные залы. В театрах-аншлаги. Авторская песня: Галич, Высоцкий, Визбор... И немаловажная деталь: улицы в летнее время поливались даже в Каменец-Подольском, а в Киеве и Москве-трижды на день.
Это он сейчас кинотеатр «Дружба», а был имени Войкова
И носил он имя Войкова до реконструкции и превращения в широкоэкранный, с двумя залами. А кинотеатр на улице Шевченка, к которому перешло это имя, назывался тогда «Родина».
1
C кинотеатром «Родина» связаны у меня давние детские воспоминания. Вот идем мы вдвоем с отцом, в первых числах января, в кино: смотреть мультсборник. На каникулах было принято собирать несколько мультфильмов в одну программу. которая вместе с обязательным киножурналом продолжалась час пятнадцать, час двадцать. И это был воистину праздник души. Мультики были цветные, очень добрые, и в то же время ненавязчиво учили нас, малышей, что такое хорошо и что такое плохо. То, что они были кукольные или рисованные, придавало зрелищу особое настроение. В основном, это были сказки со счастливым концом, где герой, пройдя сквозь массу испытаний, женится на принцессе, а не очень умный и совсем недобрый царь или падишах остаются при своих интересах. Кстати, с тех пор у меня к разного рода «царям и падишахам» всегда присутствует некоторое изначальное недоверие. Ведь от них всего стоит ожидать. И, как правило, чего-то скверного. Мудрый и добрый правитель даже в сказках большая редкость.