Михал Грейм- запечатлевший Каменец второй половины XIX-начала XX века
Что известно о М. Грейме
Будущий фото-типограф, краевед, нумизмат, собиратель предметов старины Михаил Иосифович Грейм (пол. Michał Greim) родился 15 сентября 1828 года в 85 километрах от Варшавы — в небольшом городе Желехув Привисленского края (ныне Гарволинского уезда, Мазовецкого воеводства Польши) в полонизированной австрийской семье из Зальцбурга.
Окончив уездную школу, Михаил поехал в Варшаву, где учился печатному и фотографическому делу.
Трудовую деятельность начал в типографии Adolfa Krethlowa в Варшаве. В 1848 году ему присвоили звание печатника-сборщика и новую по тем временам профессию фотографа. В последствии работал в типографии иезуитов в Люблине.
В 1852 году по приглашению Подольского вице-губернатора В. Ф. Пфеллера Михаил Грейм переезжает в Каменец-Подольский. Работает поначалу старшим наборщиком, а в 1856—1872 годах — смотрителем (руководителем) губернской типографии.
Под влиянием своего близкого друга, известного польского писателя, историка, исследователя прошлого Подолья, доктора медицины Ю. Ролле, Грейм заинтересовался краеведением и художественной фотографией.
В конце 1871 года он приобретает в рассрочку за 1200 рублей фотосалон Юзефа Кордыша и работает там под своим именем. Живя в Киеве, Юзеф Кордыш постоянно переписывался с Михаилом Греймом, который продолжал его дело в Каменец-Подольском: «Очень надеюсь, что у Вас дела пойдут ... Дай то Бог. Обещаю всегда господину помогать, как помощников, так и ретушеров подыскивать...». А еще Кордыш советовал новому коллеге окончательно развязаться с типографией.
В 1872 году Грейм увольняется из типографии и полностью посвящает себя любимым занятиям, в первую очередь художественной фотографии.
Проживая на ул. Татарской, 12б, он пристроил к зданию фотографический павильон с односкатной крышей, часть которого была под черепицей, а другая застеклена. Позже одна из больших вертикальных стен также была полностью застеклена. Между первым и вторым этажами почти по ширине всего дома большими буквами, по-французски, была размещена надпись «PHOTOGRAPHIE», фамилия фотографа и полученные им в разные годы медали. Грейм приобрел оборудование для небольшой типографии и организовал литографию-способ печати, при котором
М. Грейм и его большая семья жили на первом этаже дома. В 1853 году М. Грейм женился на Октавии Вагнер, отец которой в местечке Миньковцы был владельцем передвижной типографии, которая в 1872 году размещалась в губернском центре Подолья и работала как первая польская типография.
В семье М. Грейма было пятеро детей: три сына — Юзеф, Ян, Феликс, а также две дочери — Модеста и Вергилия.
Михаил Иосифович снимал не только для заработка, но и стремился уловить внутренний мир своих персонажей, а также запечатлеть город и окрестности в вихре стремительно меняющегося времени. Его фотомастерская отличалась высоким уровнем художественного исполнения снимков, а Грейм славился как настоящий мастер и лучший фотограф города и окрестностей.
М. Грейм участвовал в фотовыставках в Нюрнберге (1885), Львове (1895), Киеве (1897), Варшаве (1900), и на каждой из них был удостоен серебряной медали.
С конца XIX столетия фотомастерская Грейма издавала фотоальбомы: «Каменец-Подольск» в 1893 году, «Виды города Каменец-Подольска» в 1901 году, путеводители, открытки, посвященные историко-архитектурным и культурным памятникам Подолья.
Михаил Грейм сформировал крупнейшую в городе нумизматическую коллекцию — более 4 тысяч монет и медалей. В коллекции были представлены римские, византийские, русские, турецкие и польские монеты и медали.
Грейм собирал старинные образа, предметы народного ремесла и искусства. На протяжении 1889—1910 годов Михаил Иосифович опубликовал 25 статей о сокровищах Подолья.
В 1875 году Михаил Грейм стал действующим членом Российского императорского географического общества, в 1876 году — Антропологической комиссии Краковской академии наук, с 1884 года — Общества любителей природы, антропологии и этнографии Московского университета. Действительный член Подольского епархиального историко-статистического комитета. С 1906 года — член-корреспондент Польского краеведческого общества в Варшаве. А всего он был членом семи научных обществ.
В 1878—1888 г.г. Грейм избирался гласным (депутатом) Каменец-Подольской городской думы.
В свое время Грейм слыл в городе лучшим профессиональным фотографом. В его фотографиях отразилась практически вся жизнь Каменец-Подольского той эпохи: люди, события, исторические и культурные памятники города и окрестностей — все, что попадало в его объектив. Грейм много путешествовал и сделал огромное количество фотографий замков на территории Украины.
Михаил Грейм ушел в мир иной 2 января (15 января по новому стилю) 1911 года в Каменец-Подольском. Он похоронен на Польско-фольварецком кладбище, что на Негинском шоссе. Место погребения не сохранилось.
Сегодня в Каменец-Подольском действует Ассоциация коллекционеров имени М. Грейма, объединяющая коллекционеров города и Каменец-Подольского района.
Работы М. И. Грейма это уникальные свидетельства ушедшей эпохи. Их собрания хранятся в библиотеках Краковской академии и Лодзинского университета, в архиве Э. Ожешко, с которой Грейм переписывался много лет. В Варшавском этнографическом музее можно увидеть сотни подаренных Греймом фотографий подольских мещан, крестьян, нищих, купцов и др. типажей.
Таланту и удачливости Михаила Грейма как коммерсанта сопутствовала и редкая щедрость его натуры: 62 негатива и 62 снимка памятников и пейзажей, а также 123 монеты он подарил Каменецкому епархиальному Древнехранилищу, основную часть коллекции монет — нумизматическому обществу в Кракове. Среди известной части его подарков – и, вероятно, единственный экземпляр альбома «Типы Подолии и Бессарабии», изготовленный для Императорского географического общества.
Фотографировать в XIX веке было непросто. И не дешево
Сто с лишним лет назад фотография была настолько редким явлением, что, фотографируясь, люди относили это событие к знаковым в своей жизни. Специально к этому дню одевали лучшую одежду, делали дорогие прически. В то время человек мог сделать несколько личных или семейных фотографий, или вообще ни одной за всю свою жизнь. Все зависело от состояния. Личную камеру могли иметь только богатые люди, остальные ходили в специальные фотоателье.
Процесс фотографирования и получения фотоснимков был чрезвычайно сложным. Результат не был очевиден до последнего момента. Камера для съемок весила прилично, а для качественного снимка требовался штатив, который утяжелял процесс в прямом смысле этого слова. Поэтому немногие фотографы того времени работали на натуре.
Но это было время поиска и самовыражения, и пионеры фотографии все больше и больше приближали ремесло фотографа к искусству. Совершенствовался и сам процесс получения фотоотпечатков, и техника не стояла на месте. Вскоре без фотографии стали немыслимыми развитие науки, техники, полиграфии, медицины, криминалистики. Почти сразу стало понятно, что фотография становится свидетельством времени: как выглядели, где и как жили, во что одевались, чем увлекались, чем занимались люди ушедших эпох.
3-D фотографии столетней давности
В 1849 году сэр Дэвид Брюстер изобрел стереоскоп с двумя увеличительными линзами, расположенными на расстоянии 2,5 дюйма одна от другой, то есть на обычном расстоянии между глазами человека. Высоту он ограничил тремя дюймами, и стереоскопом можно было очень легко пользоваться.
Лондонская компания по производству стереоскопов, которая предлагала большой выбор стереоскопических пластин, развернула рекламную кампанию под лозунгом «ни одного дома без стереоскопа» и продавала их дешевле одного доллара.
До 1853 года стереоскопические снимки делали либо одной камерой, которую устанавливали в паз и по нему сдвигали в сторону, чтобы сделать еще одну экспозицию, либо снимали двумя обычными камерами. Двухлинзовая камера, с расстоянием в 2,5 дюйма между линзами, делавшая два небольших снимка одновременно, была сконструирована в 1853 году английским оптиком, и многие европейские производители немедленно последовали его примеру. К 1860 году рекламный лозунг лондонской компании по производству стереоскопов стал практической реальностью: в немногих домах не было стереоскопа и набора пластин. Сотни тысяч стереографических пластин с видами практически всех уголков земного шара можно было приобрести в лавках или заказать по цене сегодняшних цветных открыток.
Американский врач, поэт и писатель Оливер Уэнделл Холмс-старший восторгался фотографиями о путешествиях. Детали, создающие иллюзию действительности, говорил он, позволяли «быть зрителем всего лучшего, что мог предложить мир».
За два года он написал три статьи для журнала «Атлантик Мансли», и первая (в 1859 году) была озаглавлена «Стереоскоп и стереография» — последнее слово было употреблено для описания стереоскопической фотографии. Холмс призывал своих читателей с помощью стереоскопа и воображения отправиться в путешествие в самые удаленные районы земного шара, чтобы «видеть чудеса Нила, руины Баальбека, домик Энн Хатауэй, самое непритязательное поселение на Западе и лачуги на горе Пайк». Холмс привлекал далее внимание к обычной бельевой веревке, фотографию которой можно было видеть во всем мире, и писал, что «те самые вещи, которые художник либо не замечает, либо изображает кое-как, фотограф запечатлевает с большим вниманием, и именно это делает изображения совершенными».
Не обошла стереофотография и наш город. Несколько стереоснимков удалось найти Дмитрию Бабюку. Хотя авторство их точно неизвестно, можно предположить, что их сделал Михаил Грейм в 1880—1890-х г.г. В статье «Кам’янецька стереофотографія кінця XIX, початку ХХ ст.» Д. Бабюк приводит свои резоны по этому поводу.
В любом случае предлагаю перенестись во времени на сто тридцать лет назад и взглянуть на наш город в трехмерном изображении.
Hi, I wanted to know your price.