Тадеуш Лещиц-Грабянка и усадьба каменецких старост
Один из усадьбы старост
Галина Осетрова, старший научный сотрудник НИАЗа «Каменец»
(перевод с украинского)
В конце 2012 года завершилось строительство дома на улице Доминиканской напротив костела святого Николая. Он построен на фундаменте двухэтажного здания XVI века, разрушенного во время Второй мировой войны и разобранного в послевоенное время.
Этот дом представлял большую ценность как памятник жилой архитектуры XVI века. Он был каменный двухэтажный с подвалом. Комнаты первого этажа, перекрытые сводами, использовались как торговые помещения. Фасад, который выходил на улицу Доминиканскую, был украшен росписью геометрического рисунка, выполненного сграффито.
Сграффито — это способ декоративной отделки стен, при котором рисунок вырезается в верхнем слое штукатурки и открывается нижний слой, который отличается по цвету.
Дом был разрушен лишь частично. Комиссия по обследованию памятников архитектуры Каменца, которая в 1944 году осматривала город, подчеркнула большую ценность дома и отметила необходимость провести ремонтно-реставрационные работы. Однако, несмотря на оценку и рекомендации профессиональной комиссии, дом разобрали в послевоенные годы, как и многие другие. Так был утерян памятник архитектуры XVI века.
В давние времена этот дом входил в состав большой усадьбы, которая сформировалась окончательно в XVI веке. Историк Александр Прусевич рассказывал, что эта усадьба была собственностью каменецких старост и протянулась вдоль улицы Доминиканской от Польского рынка к Армянскому. В 1560 году староста Мацей Влодек увеличил ее и украсил. С запада она ограничивалась современной Старобульварной улицей, то есть занимала целый квартал. В свое время здесь жил свергнутый с трона молдавский господар Богдан Лопушняно, в начале XVII века — бывший господар молдавский Константин Могила. В середине XVII века в усадьбе старост нашла приют и защиту Розанда, дочь господара Лупула, жена Тимофея Хмельницкого. В конце XVIII века усадьба старост распалась на три части и принадлежала разным владельцам.
Во второй половине XVIII века усадьба, расположенная на углу улицы Доминиканской и переулка Доминиканского, принадлежала графам Стадницким. Стоит отметить, что богатая шляхта преимущественно жила в своих дворцах, расположенных в живописных подольских имениях. Но также и в городе имела свои аристократические усадьбы — «дворики», как их называли. В город приезжали на время по делам, на шляхетные сеймики, балы, встречи королей и других важных персон.
Тереза Стадницкая, дочь графов Стадницких, вышла замуж за графа Тадеуша Лещиц-Грабянку, и вот в конце XVIII века в перечне усадеб на улице Доминиканской мы видим «дворик», принадлежащий «ясновельможной Грабянчине» — так теперь звучала фамилия Терезы. Это была большая усадьба: она включала два двухэтажных дома, которые выходили на улицу Доминиканскую, и от Доминиканской тянулась вдоль переулка вплоть до современной Старобульварной улицы. В усадьбу входили еще флигели и различные хозяйственные постройки.
Тадеуш Лещиц-Грабянка (1740—1807), староста ливский, происходил из подольского аристократического рода, известного с 1500 года. Он родился в семье Юзефа Грабянки, летичевского подчашего. Образование получил во Франции в городе Люневиль, после чего вернулся на Подолье. Поддерживал близкие отношения с семьей Чарторыйских. После бракосочетания с Терезой Тадеуш Грабянка поехал с ней в Париж, где продолжал светскую жизнь при Версальском королевском дворе. Современники отмечали его блестящее образование и незаурядный ум.
Хотя Грабянка и отдавал должное светским развлечениям, но со временем ему важнее стали духовные поиски. Его интересовали прежде всего проблемы людской морали, поэтому он стремился к реформам в этой области. Эти стремления привели его к моральному и политическому мистицизму. Он поселился во Франции в городе Авиньоне, где имел собственный дом. Здесь же в 1788 году Тадеуш Грабянка устроил храм основанной им мистической секты «Новый Израиль» или «Новый народ». Он был ее руководителем и проповедником. Имел огромный ораторский дар, поэтому смог захватить своими идеями большое количество людей. Отовсюду к нему приезжало много сторонников, среди которых были и особы королевской крови, не говоря уже о большом количестве знатных людей.
Современники приписывали Тадеушу Грабянке большие амбиции и планы. Якобы он мечтал о захвате Палестины, Сирии и части Африки, уничтожении господства Турции и создании великой державы со всемирной столицей в Иерусалиме. Он также якобы лелеял планы добиться польской короны с помощью своих широких связей в Польше и России.
Современники свидетельствовали, что он имел огромную, почти безграничную власть над членами своей секты. Впрочем вскоре в секте начались недоразумения. Стоит отметить, что ее членов Грабянка удерживал за свой счет, и в конце концов и средств, и сторонников становилось все меньше. В 1799 году секта «Новый Израиль» прекратила существование, и Грабянка выехал в Париж, затем в Лондон, где нашел новых адептов своего учения. Хотя, исчерпав когда-то большое состояние, он уже не так легко мог найти новых сторонников своих идей. В 1805 году приехал в Санкт-Петербург, где в высших кругах общества вновь обрел много поклонников и друзей, которые его любили и уважали. Вновь открыл там секту «Нового народа» или «Нового Израиля, что было негативно воспринято российскими властями. В 1807 году Грабянка был арестован, но вскоре отпущен на свободу. Его жена ясновельможная графиня Тереза из Стадницких Грабянчина, старостина ливская не разделяла мистических убеждений мужа. Она участвовала в политической жизни края, современники ее почитали как достойную уважения личность знатного рода.
О конце жизни Тадеуша Грабянки, который наступил вскоре, в 1807 году, очень хорошо написал подольский историк Юзеф Ролле. Дело в том, что последние дни Грабянка доживал в Тульчине (на самом деле, последние дни Грабянка доживал в Санкт-Петербурге, где и похоронен. Прим. Д.Р.) у Щенсного Потоцкого, мужа прекрасной Софии.
Ролле писал: «Это был Тадеуш Грабянка, ливский староста, подолянин, мистик, основатель и глава Авиньонский секты, который ныне искал убежища в чужих домах. И он имел немалое состояние, но пожертвовал ими ради своего учения, перед ним открывался путь к чинам и почестям, но он отрекся от них во имя высшей цели; он имел любимую жену, детей, но и их оставил ради идеи. Эта идея вела его с флагом в руках, на котором светились тайные и непонятные для толпы знаки, в среду, пропитанную материализмом. Ничто не смущало его: ни лютая инквизиция, ни окропленная кровью гильотина ... Он всегда оставался сам собой, верный убеждениям, которые распространял.
Таким его видели в городе Авиньоне, где за ним ухаживали королевские сыновья и принцы крови; таким он был и ныне, презренный всеми, без гроша в кармане, одетый в скромное и потрепанное платье. В глазах, наполненных огнем, светилась вера; улыбка излучала спокойствие и чарующий соблазн; в манерах ощущались смирение и согласие ... ».
Вот такая неординарная, оригинальная личность когда-то родилась на Подолье. Теперь о нем будет напоминать и дом, который восстановлен на месте старого каменного здания.
В XIX веке усадьба Грабянок была разделена пополам. Угловой дом и участок, которые продолжались до Полицейской (Бульварной) улицы, достались в собственность зажиточным евреям: М. Рехтману, затем — И. Гехтману, позднее — С. Гитлер. Теперь эта усадьба, разрушенная во время войны, восстановлена. Как и в давние времена она тянется от улицы Доминиканской к Старобульварной. Начинается от нового дома, о котором мы рассказали, и заканчивается пиццерией «Нью-Йорк стрит», двухэтажное здание которой построено лет десять назад.
Источник: «Подолянин», 06.12.2013.
Кроме фотографий фрагмента сграффито, герба Лещиц и Доминиканской улицы
Приложение
Личность Тадеуша Лещиц-Грабянки весьма противоречива и, главное, выходит за рамки устоявшихся представлений общества того времени. Думаю, что и нашего времени тоже.
Поэтому я посчитал не лишним привести и другие, не столь восторженные, как у Ю. Ролле, суждения об этом, безусловно очень интересном человеке.
Кроме того в статье допущена неточность. Последние годы своей жизни Грабянка действительно жил в поместьях Чарторыйских, Любомирских, Тарновских, а затем в Тульчине у графа Потоцкого, но только до 13 марта 1805 года. Польский сенатор Август Илинский назначил ему ежегодную пенсию. В августе 1805 года Грабянка переезжает в Санкт-Петербург, где, проповедуя свое учение, становится известным в масонских кругах. Царское правительство, приписывая Грабянке политическую революционную деятельность, в апреле 1807 арестовало его. В Петропавловской крепости он прожил еще полгода, и 06 октября 1807 года скончался в тюремной больнице при не вполне выясненных обстоятельствах, в возрасте 67 лет. Похоронен в базилике Католической церкви св. Екатерины на Невском проспекте.
1. Из книги Асадова Н., Мацих Л. Тайны Петербурга. Метафизика северной столицы: ACT; Москва; 2014
...Грабянка был типичным религиозным фанатиком, одержимым идеей своей избранности и искренне считавшим себя мессией — спасителем человечества. Он основал религиозное «Авиньонское общество» (его называли также «Народ Божий», «Новый Израиль» и «Общество Грабянки»), начал проповедовать в Петербурге новое «Иерусалимское царство», близкое второе пришествие, а затем и вовсе провозгласил себя новым Христом. Грабянка многих увлек своими вдохновенными, бессвязными речами, которые его сторонники трактовали как «апостольское глаголание». В конце концов его арестовали, а общество запретили. Грабянка вскоре умер в тюремной больнице, сторонники его рассеялись
... собрания общества Грабянки... проходили в Мраморном дворце в покоях цесаревича Константина Павловича или в доме вдовы видного масона С. Плещеева...
Источник: http://www.istmira.com
2. Лонгинов М. Н. Один из магиков XVIII века. История Авиньонского братства и деятельность Грабянки в России.//Русский вестник. 1860. № 8. с. 579–603
3. Муромцев М. М. Рассказ очевидца о графе Грабянке // Русский вестник, 1869. Т. 30, № 11. с. 19–21
4. Подвалы дома Терезы из Стадницких Грабянчиной
Дом на улице Доминиканской напротив костела святого Николая, как уже упоминалось, был полностью снесен, но вот подвалы этого дома частично сохранились и были восстановлены при реконструкции. Они весьма обширны, представляют собой систему каменных лестниц и просторных сводчатых каменных помещений. В отреставрированной части подвалов в настоящее время расположено кафе.
Фото Д. Ройзена. 2017 год
Также использованы:
- https://ru.wikipedia.org
- https://uk.wikipedia.org
- https://ru.wikipedia.org/wiki
- В качестве миниатюры записи использован фрагмент фотографии руин резиденции Грабянки в Сутковцах (село в Ярмолинецком районе, Хмельницкой области, Украина). Автор:
Добавить комментарий