9 апреля 12:40
Автор: Д. Ройзен Рубрика: Кино Комментариев нет

Это он сейчас кинотеатр «Дружба», а был имени Войкова

И носил он имя Войкова до реконструкции и превращения в широкоэкранный, с двумя залами. А кинотеатр на улице Шевченка, к которому перешло это имя, назывался тогда  «Родина».

Кинотеатр "Родина". 1956 год

Кинотеатр «Родина». 1956 год

1

C кинотеатром «Родина» связаны у меня давние детские воспоминания. Вот идем мы вдвоем с отцом, в первых числах января, в кино: смотреть мультсборник. На каникулах было принято собирать несколько мультфильмов в одну программу. которая вместе с обязательным киножурналом продолжалась час пятнадцать, час двадцать. И это был воистину праздник души. Мультики были цветные, очень добрые, и в то же время ненавязчиво учили нас, малышей, что такое хорошо и что такое плохо. То, что они были кукольные или рисованные, придавало зрелищу особое настроение. В основном, это были сказки со счастливым концом, где герой, пройдя сквозь массу испытаний, женится на принцессе, а не очень умный и совсем недобрый царь или падишах остаются при своих интересах. Кстати, с тех пор у меня к разного рода «царям» и «падишахам» всегда присутствует некоторое изначальное недоверие. Ведь от них всего стоит ожидать. И, как правило, чего-то скверного. Мудрый и добрый правитель даже в сказках большая редкость.

Каменец-Подольский. Кинотеатр "Родина"

Кинотеатр «Родина». Конец 50-х, начало 60-х прошлого века. Из личного архива Г. Миняйло

 Позже меня стали пускать в кино одного или с приятелями. Почему-то снова вспоминается зима. Мы идем через водоем по протоптанной в снегу узкой тропинке. По сторонам сугробы выше нашего роста. Зимы в то время были довольно суровые. Снежные и морозные. Нередко температура опускалась до -30°С. В домах топили дважды в день. На окнах мороз рисовал вычурные узоры. Было тепло и уютно.  Пахло борщом и вареной картошкой. Занятия в школе отменялись, а кинотеатры и парки заполнялись галдящей детворой. Нам не было холодно: в кинотеатрах топили так, что усидеть в пальто было невозможно, а на улице замерзнуть не давали санки, лыжи и коньки «Снегурочки», привязанные ремешками к валенкам.

А еще помню первое января 1957 года, когда меня впервые взяли с собой родители на вечерний сеанс в том же кинотеатре «Родина». И смотрели мы (надо же) замечательный и совсем новый фильм «Карнавальная ночь». Мы расположились в последнем ряду. Это были коронные места. Зал набит битком. Хохот — гомерический. Я, в отличие от родителей, мало чего понял в сатирическом подтексте фильма, но артист Сергей Филиппов, музыка, песни и танцы, виноград зимой на столах зацепили и меня. Много позже я заново оценил и Игоря Ильинского, и Люсю Гурченко, и авторов сценария Бориса Ласкера и Владимира Полякова, и Эльдара Рязанова, и композитора Анатолия Лепина. И весь фильм в целом. Он среди самых моих любимых. И одна интересная деталь: Анатолий Лепин, на самом деле Anatols Liepiņš — по происхождению латыш, автор музыки к гимну Латвийской Советской Социалистической Республики, как оказалось, написал еще много хорошей музыки и песен. Ну, например:

2

Жаль, не смог я найти ни одной  фотографии того, старого кинотеатра имени Войкова. Ну, да ничего: вот я тут набросал примерно, как он выглядел.

Это было одноэтажное здание, раза в два меньше по длине нежели нынешнее здание, с толстыми и низкими купеческими колоннами при входе. По обеим сторонам от которых вывешивались нарисованные вручную афиши. Изредка афишу располагали и в углублении в простенке узенького крыльца. Далее располагался небольшой вестибюль с двумя кассовыми окошками и окошком администратора, входом в фойе, и тут же была дверь в аппаратную. Пол в вестибюле обычно посыпали опилками, чтобы впитывали грязь с галош. Фойе было тоже небольшое. В нем справа помещался буфет, в котором хозяйничала наша соседка тетя Клава Смирнова, слева — два входа в кинозал с тяжелыми портьерами. Была в кинотеатре и ленинская комната с газетами и журналами, а также и с наглядной агитацией за мир во всем мире и плакатами о подлом американском империализме. Из фойе можно было выйти в небольшой дворик подышать. Но в кинотеатре «Родина» дворик для прогулок был покруче. Выходили после просмотра из кинотеатра на улицу Ленинградскую через две двери. Тоже с портьерами.

Петр Войков. Портрет был похож на эту фотографию

Петр Войков. Портрет был похож на эту фотографию

В фойе на видном месте висел написанный маслом портрет Петра Войкова, чье имя носил кинотеатр.

Кинозал вмещал примерно человек 200-300 зрителей. Первые ряды от экрана  были обыкновенные парковые чугунные лавки. Далее шли почти жесткие кресла, а последний ряд располагался на небольшом возвышении, был отделен деревянным гнутым заборчиком и предназначался для уважаемых людей. Кресла в этом ряду были помягче.

Существенную роль в кинотеатре играл вытяжной вентилятор, который располагался ниже экрана и выходил на улицу Островского. Включали его для проветривания помещения в перерыве между сеансами. Хорош он был для нас, пацанов, потому, что позволял переговариваться тем, кто в кино не попал, с теми, кто находился в зале. Таким образом можно было узнать есть ли в зале Марик или Валера, хороший или нет фильм, и просто поговорить о жизни. И еще позволял он прослушать весь фильм от начала и до конца.

Здесь, в небольшом и не слишком уютном, темном зале,  мы, сидя не на скамейках, а на полу, у самого экрана, открывали для себя доселе  неведомые чувства   и новые миры, проникались любовью к Родине и ненавистью к ее врагам (да, этого не вычеркнуть. Было и такое).

Здесь я посмотрел почти всего Чаплина. Здесь на полном серьёзе воспринимал героев фильмов Ивана Пырьева. Бесконечное количество раз смотрел и слушал «Чапаева». И балдел на трофейной «Девушке моей мечты» с Марикой Рёкк в главной роли. «Большой вальс», «Тарзана», не рисованную, трофейную, «Золотую антилопу» и «Серенаду Солнечной долины»  я тоже смотрел в кинотеатре имени Войкова.

Перед каждым фильмом обязательно крутили киножурнал. Чаще всего это были «Новости дня». Так зритель совмещал приятное с полезным.

И висела в фойе, среди фотографий актеров и актрис и среди кадров из кинофильмов, которые вскоре будут демонстрироваться,  одна шикарная картина в рамке и под стеклом: будущий кинотеатр Войкова после реконструкции. Сразу скажу, что ничего общего с нынешним кинотеатром «Дружба» на рисунке не было и в помине. Никакого минимализма, плитки и массивности не предполагалось. А изображен был такой себе весь в сияющих огнях Дом культуры, с шестью высокими колоннами, которые отражались в свежевымытом тротуаре, как в воде. В общем, мечта поэта! И занимать он должен был пространство нынешнего кинотеатра «Дружба» плюс примыкающие к нему дома. А во дворе планировалось разбить сад с фонтаном и летним кинотеатром.

И много лет была эта картина зримым воплощением будущего в одном, конкретно взятом населенном пункте. Мне она очень нравилась.

Но не сбылась детская мечта. Как, впрочем, и многие другие.

Для справки. До войны в здании, о котором идет речь, размещался Клуб пограничников, а кинотеатром им. Войкова оно стало, кажется, в 1944 г. И выглядело иначе: вход был трехарочный, по периметру много окон

Summary
Это он сейчас кинотеатр "Дружба", а был имени Войкова
Article Name
Это он сейчас кинотеатр "Дружба", а был имени Войкова
Description
Здесь, в небольшом и не слишком уютном, темном зале, мы, сидя не на скамейках, а на полу, у самого экрана, открывали для себя доселе неведомые чувства и новые миры
Author
Publisher Name
Блог Давида Ройзена
Publisher Logo

Хотите получать статьи этого блога на почту?
Новые статьи блога
Комментариев нет

Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: