8 июля 6:24
Автор: Д. Ройзен Рубрика: Прогулки по городу Комментариев нет

Булыжник не только оружие пролетариата

 Бронзовая копия скульптуры И. Шадра «Булыжник — оружие пролетариата» в Парке Декабрьского вооружённого восстания 1905 г. МоскваЛомать — не строить

Многим знакома скульптура Ивана Шадра: сильный мускулистый молодой пролетарий выковырял из мостовой огромный булыжник и вознамерился запустить им в своего врага — буржуина и эксплуататора.

Запустить-то запустил, да вот вышло не очень: и пролетарию не сильно полегчало, и буржуина сгубили. Теперь, с трудом, пополам с ненавистью, вновь пытаемся возродить их популяцию. Под именем «средний класс».

Справедливости ради следует заметить, что булыжники неоднократно использовались при народных возмущениях и революциях в разных странах, а не только в Российской Империи. Но у них в результате выходило  удачнее.

Лучше заасфальтировать

В Каменец-Подольском камни из мостовых для борьбы с мировой буржуазией вроде бы не выдергивали. Просто булыжные мостовые на Новом Плане в один прекрасный день (был конец пятидесятых прошлого века) стали закатывать в асфальт. По тем временам это было событие. Ведь асфальт можно было увидеть только в фильмах  о Москве.

Автомобильного транспорта было мало, по булыжным мостовым  Ленинградской, Московской, Красноармейской, Тимирязева и других улиц громыхали груженные подводы и телеги, еще встречались и извозчики.

Каменец-Подольский. Московская улица. Конец 50-х прошлого века. Фото из личного архива А. Пастушкова

Каменец-Подольский. Московская улица. Предположительно конец 50-х прошлого века. Отчетливо видна булыжная мостовая.
.Для любознательных: слева сельхозмагазин, которого уже нет. Далее, до улицы Котовского, забор цветочного хозяйства.
Фото из личного архива А. Пастушкова


Каменец-Подольский. Улица Шевченка. 1-го января 1952 года

А так выглядела 1-го  января 1952 года улица Шевченка возле центрального входа в Парк культуры и отдыха.
Фото из личного архива Eleniell

Первым заасфальтировали участок улицы Шевченка: от Дома культуры до центрального входа в Парк культуры и отдыха им. В. И. Ленина. И потянулись на свежий асфальт горожане.

Каменец-Подольский. Здание местного театра и улица Шевченка. Предположительно, конец 50-х прошлого века. Фото опубликовано Э. Френкелем

Каменец-Подольский. Здание местного театра и улица Шевченка. Предположительно,  конец 50-х прошлого века.
Фото опубликовано Э. Френкелем

По вечерам, после работы, там гуляли целыми семьями. Дети и подростки гоняли на велосипедах. С той поры на этом отрезке улицы Шевченка возникает местный Бродвей — место встреч, прогулок, знакомств, драк и выяснения отношений относительно мирным путем. На Бродвее, то бишь на Шевченка, тусовались стиляги, которые «понаехали» из Киева со строительным техникумом. Вечерами, особенно по выходным, народу на Бродвей выходило бесчисленное количество. Сейчас в это трудно поверить, но так было.

На фото в центре Г. А. Тонкочеев

На фото в центре Г. А. Тонкочеев

Взрослые обсуждали  насущие проблемы и верили в светлое будущее. Надо сказать, что тут они во многом не ошиблись в своих ожиданиях.

Каменец медленно, но уверенно стал выкарабкиваться из нищеты. Строились заводы, появилась работа, и жить становилось лучше и где-то даже веселей.

На реке Смотрич

На реке Смотри

Это была «эра Тонкочеева».  Григорий Андреевич Тонкочеев восемь лет (1953—1962 г.г.) руководил городом. За это время был построен новый корпус средней школы № 1 (1953—1956 годы), возобновил работу сельхозинститут (1955 год), в город переведены строительный техникум (1957 год), техникум пищевой промышленности (1961 год), открыты средняя школа-интернат (1956 год),начальная школа № 11 на Подзамче (1959 год), средняя школа № 13 на Польских фольварках (1961 год), пляж и лодочная станция ​​на Смотриче (1957 год), начато строительство Черемушек (1959 год), заработали заводы: автозапчастей (1958 год), электромеханический (1959 год), сахарный (1960 год), кукурузокалибровочный (1960 год), приборостроительный (1961 год), кабельный (1962 год), принято решение строить цементный завод (1961 год), методом народной стройки начато сооружение городского стадиона (1959 год), вступила в строй гостиница «Украина» (1960 год), открыт после реконструкции широкоэкранный кинотеатр «Дружба» (1961 год).

Парк им. Ленина. Вход с южной стороны

Парк им. Ленина. Вход с южной стороны

Были построены  водолечебница, фонтаны, павильончики, установили «орла» у Госбанка.

Парк им. Ленина. Фонтан с лягушками

Фонтаны били голубые

Каждое утро Тонкочеев проводил обход города. По этому поводу высказывался так: «Я, как руководитель, должен доверять руководителям предприятий, но  и проверять выполнение поручений … Многое надо сделать в городе, а средств нет. Все мы делаем на общественных началах... Правда, за это общественное творение я уже получил восемь выговоров, но надо двигаться вперед». Надо сказать, что у Григория Андреевича была повреждена нога, ходил он с палочкой, и надо думать, что ему чисто физически было непросто совершать этот ежедневный обход перед началом рабочего дня.

Центральный стадион в начале 60-х годов прошлого века. Фото Д. Ройзена

Центральный стадион в начале 60-х годов прошлого века.
Фото Д. Ройзена

Лидер каменецких коммунистов был фанатичным спортивным болельщиком. Стадион, построенный по инициативе Тонкочеева методом народной стройки, является уникальным в этом отношении в Украине. (Несколько слов по поводу термина «народная стройка». Это все же эвфемизм, за которым прятались разнарядки предприятиям, организациям и учебным заведениям города  на выделение людей на стройку, и многочисленные бесплатные субботники. Не могу сказать, что все принимавшие участие в строительстве стадиона были энтузиастами и получали моральное удовлетворение от такого труда).

Григория Андреевича часто можно было видеть на футбольных матчах. Сергей Ищенко, футболист тогдашней городской футбольной команды, вспоминает: «На футбол собиралось 5-12 тысяч болельщиков. В Каменце вырос сборник СССР Капличный, член юношеской сборной Булгаков, 6 мастеров спорта. Григорий Андреевич заботился о футболистах. Помогал он спортсменам чем мог. Жильем, питанием… У нас тогда была сильная «война» с Хмельницким. То мы их «бьем», то они нас. Доходило до того, что милиция не пускала машины из Каменца в областной центр. А однажды Тонкочеев получил выговор: когда наши студенты в Хмельницком развернули плакат, надпись на котором не понравился областному начальству …»

Постепенно на Новом Плане почти не осталось булыжных тротуаров и мостовых. Зато появилось понятие «ямковый ремонт».

Еще одна деталь: в дождливое лето, когда оно случалось, на асфальте, в погожие дни, раскатывали огромные рулоны брезента и сушили колхозное зерно.

А еще лучше-сохранить для будущих поколений

К счастью, хватило здравого смысла (или не хватило денег?) оставить мостовые и некоторые тротуары в первозданном состоянии.

Булыжные мостовые и мощенные камнем тротуары-одна из «изюминок» Старого города.

Фрагмент булыжной мостовой в Старом городе. Фото Д. Ройзена. 2013 год

Фрагмент булыжной мостовой в Старом городе. Фото Д. Ройзена. 2013 год

Булыжник (булыжный камень)— относительно небольшой (12–28 см.) валун округлой формы. Грубо обработанный каменный материал.

Замковый мост. Начало 60-х годов прошлого века. Фото Д. Ройзена

Замковый мост. Начало 60-х годов прошлого века.
Фото Д. Ройзена

Как строительный материал известен с древнейших времен. Обилие булыжника и его невысокая стоимость привели к его широкому применению в строительстве. Как материал для мощения дорог булыжный камень использовался еще в Древнем Египте и Вавилоне.

Госпитальная улица. 80-е годы прошлого века

Госпитальная улица. 80-е годы прошлого века

Твердое дорожное покрытие дорог ведет свое начало от древнеримской культуры. Первое, с чего начинали римляне при освоении территории, было создание соответствующей инфраструктуры в виде дорог, организации водоснабжения и канализации. Покрытие выполненное из булыжного камня, называется мостовой. Именно римляне усовершенствовали технологию мощения булыжником дорог.

Петропавловская улица. Фото Д. Ройзена. 2012 год

Петропавловская улица.
Фото Д. Ройзена. 2012 год

Восточноевропейские дороги стали мостить булыжным камнем где-то тысячу с хвостиком лет тому назад. Каменец всегда был частью Европы, по тем временам большим городом с целым рядом привилегий. Он был важен как форпост, сдерживающий Османскую империю и ее союзников татар. И в административном плане Каменец не был обычным городом: это был экономический и культурный центр  Подолья.

Поэтому и облик Каменец-Подольского немыслим без булыжных мостовых, мощенных дворов и тротуаров.

Каменец-Подольский. Индустриальный колледж

Индустриальный колледж. Фото Д. Ройзена. 2018 год


Улица Кузнечная. Фото Д. Ройзена. 2012 год

Улица Кузнечная. Фото Д. Ройзена. 2012 год


Зарванская улица. Фото Д. Ройзена. 2012 год

Зарванская улица. Фото Д. Ройзена. 2012 год


Татарская улица. Фото Д. Ройзена. 2012 год

Татарская улица. Фото Д. Ройзена. 2012 год

Они важная составляющая особого очарования нашего старинного города


Источники информации:

  1. http://cyclowiki.org
  2. Булыжник
  3. Мостовая
  4. http://kamieniec-podolski.com
  5. Будзей О. Легендарні лідери
  6. Хмельницький портал

На миниатюре записи фрагмент булыжной мостовой. Фото Д. Ройзена. 2012 год

Summary
Булыжник это не только оружие пролетариата
Article Name
Булыжник это не только оружие пролетариата
Description
К счастью, хватило здравого смысла (или не хватило денег?) оставить мостовые и некоторые тротуары Каменец-Подольского в первозданном состоянии. И теперь булыжные мостовые и мощенные камнем тротуары-одна из "изюминок" Старого города
Author
Publisher Name
Блог Давида Ройзена
Publisher Logo

Хотите получать статьи этого блога на почту?
Новые статьи блога
Комментариев нет

Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: