Михаил Альперин — на стыке музыкальных жанров
Мы часто проходим мимо дома №18 по улице Шевченка. Это известный в городе дом: здесь жил и творил знаменитый украинский баснописец Никита Павлович Годованец. Проживали здесь и другие, известные в городе люди. В их честь на фасаде здания несколько мемориальных досок
Пока нет, но надеюсь, что в скором времени появится мемориальная доска с именем выдающегося музыканта, вокалиста, композитора и аранжировщика, бэндлидера Михаила Альперина, чьи детство и юность, от самого рождения, прошли в нашем городе. Он жил в доме №18 по улице Шевченка.
He джаз, не рок и не фольклор. И не классика.
Михаил Альперин. 2016
Детские годы чудесные. С музыкой, танцами, песнями
В очередную годовщину Октябрьского переворота, в 1956 году, в семье Альпериных появился ещё один мальчик, которого назвали Михаилом.
Его отец, Ефим Иосифович Альперин (псевдоним — Ефим Ясный), советский украинский писатель и журналист. Кандидат филологических наук.
Участник Второй мировой войны.
Окончил Каменец-Подольский педагогический институт (ныне Каменец-Подольский национальный университет имени Ивана Огиенка).
Работал директором школы в селе Голосков Каменец-Подольского района, в редакции газеты «Прапор Жовтня» (рус. «Знамя Октября»), старшим преподавателем Каменец-Подольського педагогического института.
Последователь творчества Никиты Годованца.
Его мать, Сара Савельевна, была преподавательницей музыки, что в значительной степени предопределило жизненный путь Михаила.
Старший брат Ося (Иосиф) тоже увлекался музыкой. Он был одним из лучших ударников города. А конкуренция в то время в Каменец-Подольском была серьёзная. Музыкантов уважали и любили. И даже понимали. Чуть подробнее об этом здесь.
Миша учился сначала в 13-й, а затем в 8-й школе и одновременно в музыкальной. Прогуливал и там, и там. Озорничал. Но не жлобничал. Авторитетов не признавал. Учителя и ученики его любили . Возможно не все:).
Талант был очевиден с самых ранних лет. Хоть и не часто, но так бывает.
Увлекался разными умениями. Фотографировал. Ниже образец творчества двенадцатилетнего мальчика.
В 1971 году Миша поступил в Хмельницкое музыкальное училище. Затем переехал в Бельцы (Молдавия), где в 1976 году окончил местное музыкальное училище по классу фортепиано.
Как профессиональный музыкант он впервые вышел на сцену в 1977 году в составе ВИА «Букурия» Молдавской государственной филармонии, солисткой которого была известная молдавская певица Мария Кодряну.
Именно в 1977 году Мария Кодряну вышла замуж за московского джазового музыканта, композитора и аранжировщика Александра Бирюкова из джаз-оркестра А. Кролла, с которым в Молдавской государственной филармонии создала ВИА «Букурия» (в переводе с молдавского — радость, веселье). В 1978 году супруги переехали в Москву, и ансамбль стал работать в «Москонцерте».
Но Миша в это время уже вернулся в Каменец-Подольский и создал здесь ВИА «Подоляне», с которым играл на танцах. Летом в «клетке» (так ровесники назвали танцплощадку) в городском парке, а зимой в Доме культуры. Ансамбль состоялся, и его знали не только в городе, но и на многочисленных фестивалях, великое множество которых проводилось по стране .
Поговаривали, что Мише пришлось расстаться с «Букурией» после того, как он и руководитель ансамбля не сошлись во взглядах. Профессиональная планка была с детских лет установлена у Миши по гамбургскому счёту.
Играл он также и в ресторане гостиницы «Украина». К своим партнёрам (а это была, как правило, молодёжь без профессиональной подготовки) относился снисходительно: замечания были, но по делу.
Когда в одиннадцать часов вечера танцы заканчивались, Миша садился за клавишные и в течение часа исполнял различные произведения в диапазоне от классики и джаза до комсомольских песен. И импровизировал. It was fantastic!
Публика это знала и не расходилась.
Однажды он появился на танцах в домашнем халате. Никто не удивился.
У Миши было самое главное, необходимое качество для музыканта — ОГРОМНЫЙ ТАЛАНТ! Но помимо таланта он обладал удивительной сценической энергетикой, харизмой...Сочетание этих качеств всегда превращало его концерты в событие...Равнодушных среди публики никогда не наблюдалось....
Александр Розенблат
Симон. Этно-джаз
C 1980 г. Альперин обратился к джазу, играл в первом профессиональном коллективе современного джаза в Молдавской ССР — кишинёвском ансамбле «Кварта», во главе которого стоял Симон Ширман.
Симон Ширман — джазовый музыкант (саксофонист, скрипач), композитор, бэндлидер, — родился в Кишинёве в семье известного джазового музыканта Гарри Ширмана. Он автор джазовых композиций для саксофона, скрипки и народных флейт: сюиты в семи частях, одиннадцати каприсов, четырёх дуэтов, импровизационных скетчей, пьес и т. д.
Ширман организовал джаз-квартет «Кварта», который выступил с новаторской программой импровизаций на основе молдавских народных мелодий («Молдовеняска», «Молдавский триптих», пьеса «Гилабауа» и другие композиции).
Последовало погружение Михаила Альперина в джаз — в джаз, построенный на основе молдавских народных мелодий: то была смелая музыка.
Уже как трио «Кварта» с Михаилом Альпериным (фортепиано) и Яном Лемпертом (ударные, контрабас) они выступили на VIII Московском фестивале джазовой музыки и приняли участие в записи фестивальной грампластинки «Джаз-82» (Всесоюзная фирма грампластинок «Мелодия» (ВФГ), 1983).
Разнузданный номер «Гилабауа» с перепадами от импровизаций в духе Колтрейна до безумных плясок можно услышать на этой пластинке — по соседству с сольным номером Альперина под названием «Дружеский шарж», построенным на постоянном перескакивании от одной темы к другой, от одного жанра к другому, от «Каравана» к «Хава Нагила» (сегодня этот номер назвали бы постмодернистским).
P.S. Чтобы слушать отдельные номера перейдите на YouTube
Так оформилась стилистика, которая впоследствии на долгие годы стала основой личного стиля Альперина — сочетание джаза с молдавскими народными мелодиями, то есть то, что в 1980-90-е годы получило в мировой практике название «этно-джаз».
Москва. Как много в этом звуке...
Отсутствие перспектив в Кишинёве заставило Альперина и Ширмана (вслед за другим известным каменчанином Аркадием Укупником) перебраться в Москву, где в 1983-84 гг. они играли в ансамбле Алексея Козлова «Арсенал», балансировавшего тогда между фьюжн и более старомодными жанрами. Их игру можно услышать на альбомах «Пульс» и «Второе Дыхание», которые вышли на ВФГ «Мелодия».
С «Арсеналом» они были на гастролях и в Каменец-Подольском. Местные любители джаз-фьюжн ( музыкальный стиль, соединяющий в себе элементы джаза и музыки других стилей, обычно поп, рок, фолк, регги, фанк, R&B, хип-хоп, электронная музыка и этническая музыка) получили массу удовольствия.
В 1984-85 гг. они выступали и отдельно от «Арсенала», как дуэт Ширман-Альперин, а в 1987 г. вышел первый студийный альбом Михаила Альперина — «Автопортрет» (ВФГ «Мелодия»).
Чёрно-белая фотография Мишы, играющего в окружении публики, под которой написано, что она неизвестно где сделана. Сделана она в Пущино под Москвой на джеме в Доме учёных при мне. С годом могу ошибиться, но скорее всего 1983.